Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы с архимандритом Ермогеном (Муртазовым)

ВОСКРЕСНУТЬ СО ХРИСТОМ

Посты, которые предлагает нам Православная Церковь, как многодневные, так и однодневные, очень важны в духовной жизни верующего человека. Великий пост - это время, когда Церковь приуготовляет нас к встрече великого праздника Пасхи Христовой. Чтобы полнее воспринять радость праздника, почувствовать его благодать, нам необходимо духовное перерождение, которое мы и приобретаем в посту.

Великий пост многое требует от церковных людей. Во время поста усиливается духовное и телесное воздержание. Некоторым ревностным не по разуму прихожанам кажется, что цель поста заключается в ограничении себя скоромной пищей. На самом же деле пост - это лишь средство, помогающее нам в стяжании Духа Святого. Апостол Павел говорит: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Растению, чтобы оно нормально росло, необходимы хорошая рыхлая почва, дождик, уход садовода. А чтобы духовное семя прорастало в наших сердцах, требуются средства, которые дает нам Церковь.

Святые Отцы говорят, что наше тело подобно ослу, который должен довезти нас до Царствия Небесного. Если осла не накормишь, он перестанет тянуть повозку от истощения. Если же перекормишь, осел и подавно никуда не пойдет - ляжет себе в тенечке и заснет. Поэтому, чтобы вести правильную духовную жизнь, нужно соблюдать «золотую середину», идти Царским путем. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что «если человек пресыщается, то он начинает страдать бесчувствием, а от бесчувствия происходит бесстрашие, маловерие, леность и нерадение».

Духовная сторона поста также должна быть правильно воспринята. Первая ступень к смирению и покаянию - умственное смирение и молитва. Мы просим у Господа, чтобы Он помог нам созидать наш внутренний мир. Вспомните молитву мытаря: «Боже, буди милостив мне, грешному». Произнеся эти слова искренним сокрушением, мытарь ушел из храма оправданным.

Если не будет соблюдаться духовное воздержание, человек в посту станет мрачным и злым, недовольным. Некогда Макарию Великому явился демон и сказал: «Ты постишься, а я вообще не ем пищи; ты каешься со слезами во грехах, и я плачу от неудач; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Во внешнем мы похожи, но между нами огромная разница: ты смирен, а я горд». Смиренным Господь дает благодать, а гордым противится.

Пост является подвигом благочестия. Как мы знаем, приступая к духовному деланию, нужно примириться со всеми своими недоброжелателями, врагами. Это первое условие того, что подвиг принесет пользу. Великий пост всегда начинается с Прощеного воскресенья, когда мы просим друг у друга прощения за нанесенные обиды. Если мы прощаем ближним, то и Отец Небесный будет к нам милостив.

Меня часто спрашивают: «Как соблюсти пост в сегодняшнее трудное время?» Я отвечаю, что вкушать надо то, что Господь посылает, не тратить последние деньги на дорогие разносолы. Мы должны хорошо понимать, что тяготы нашей жизни не свалились невесть откуда, ведь история - это непрерывная и неразрывная цепь событий. Еще недавно мы, как тот евангельский богач, вкусно ели и пили, безоглядно веселились, не соблюдали ни постов, ни церковных праздников. А сейчас пост посылается уже свыше, чтобы мы волей-неволей одумались, пришли к покаянию через тяготы жизни.

Каждый воспринимает житейские трудности по-своему. Вспомните двух разбойников, которые висели на крестах справа и слева от Господа. Один из них оказался благоразумным, раскаялся, уверовал во Христа. Он осознал, что несет наказание по своим неправедным делам. Другой же хулил Господа, продолжал считать себя невиновным. Так и в наше время Господь посылает нам скорбные испытания. Если мы примем тяготы «по делам нашим», то поступим благоразумно и заслужим оправдание у Христа.

Бывает, что мы по немощи слабеем и не можем нести поста во всей его полноте. В таком случае Церковь разрешает нарушить пост и вкусить скоромное. Но должно это делаться не по самочинию, а по благословению священника. Только в таком случае Господь нас не осудит. Как говорится, «послушание паче поста и молитвы». Смирение приходит через послушание, а послушание - через самоотречение. Грех нарушения поста исправить нетрудно, гораздо труднее бороться с гордыней и упрямством. И если мы по-настоящему сострадаем Христу, то со Христом и воскреснем к новой жизни.


ПЕЧАТЬ ПРОКЛЯТИЯ

Страшный грех - грех проклятия. Бывает родители проклинают детей или жена мужа, или соседи соседей, и прочее. Вот приходят они каяться в этом, а священник порой не знает, как разрешить от этого греха. А ведь проклятие может расстроить всю жизнь человека, как сказано в Писании: «проклят ты в делех твоих» (Быт.3, 17), и передается из рода в род.

Мы наблюдаем в истории, что есть проклятые роды, которые из поколения в поколения преследуют различные несчастья и беды.

От страшного греха проклятия разрешают особым чином. Есть две молитвы, которые читаются над согрешившими таким образом.

Желательно, чтобы на исповедь пришли двое: и тот, кто проклинал, и тот, кого он проклял. Священник снимает проклятие, читая молитвы над главами обоих исповедующихся. Эти молитвы напечатаны во второй части большого Требника митрополита Петра Могилы. Называются они: «молитва о дерзостно клянущихся» и «молитва о сущих в запрещениях, себя клятвою связующих». После того, как прочитаны эти две молитвы, священник читает молитву, которая есть в обычном Требнике - присоединительную молитву, она обычно всегда читается на каждой исповеди. Потом читается разрешительная молитва, и в Том месте, где говорится « Господь и Бог наш Иисус Христос...да простит тебе чадо» - нужно назвать два имени (проклявшего и проклятого).

Если же все это не делается, то человек может уйти с неразрешенным проклятием, и в Вечность.

«Молитвы о клятвах» читаются и над людьми, которые давали какие-то особые обеты, но не исполнили их. А также в тех случаях, когда человек сам себя проклинал. Говорил, например: «Я работаю, как проклятый, жизнь моя проклятая, проклятый я человек». Об этих случаях сказано в молитве перед исповедью: «или под свою анафему падоша».

Есть еще грехи, относящиеся к Церкви (или против Церкви) - их должен разрешать архиерей. Особенно грехи самих священнослужителей - смертные, после которых они не имеют права совершать Таинства. Так как благодать священства получается через архиерея, то и возвращать ее может только архиерей, поэтому недостаточно в смертных грехах каяться перед равным тебе священнослужителем. Это означает накладывать самому на себя анафему.

Вспоминается такой случай. Крестили мальчика в сознательном возрасте. Отец ему говорит: «Теперь ты за этого батюшку, который тебя крестил, должен всю жизнь молиться». А он отвечает: «Меня крестил не он». - «А кто?» - Мальчик показал на икону Спасителя и, показав на священника, добавил: «А он стоял позади, и руки у него были связаны». Тут священник со слезами сознался: «Я запрещен в священнодействии». - «Так что же ты делаешь?» - «Так у меня же семья, дети. Жить не на что». Вот так Господь открыл ребенку то, что уже не видит человек «оземлянившийся», который в основном воспринимает только внешность.

Все это я сказал для того, чтобы напомнить, как осторожно нужно относиться к своим делам, словам и помышлениям. Все оказывает влияние на то, как складываются наши судьбы и судьбы наших детей.

Ведь судьба - от слова суд, суд Божий. Уже в нашей земной жизни совершается предварительный суд Божий анд всеми нами.