Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

3.ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ИСПОВЕДИ

Во время паломничества по Палестине три места оказались духовно тяжелыми. Плохо было у стены плача в Иерусалиме, на берегу Мертвого моря и в Хевроне в действующей синагоге при посещении захоронений праотцев Авраама, Сарры.

Благословив издание «Православного Петербурга» в начале 1993 г. (православная газета начиналась тогда с одной странички), Владыка сказал: «Дай Бог вам мудрости, силы, крепости совершать дело благое во славу нашего Православия. Пусть через вашу небольшую газету русский народ получает истинное понимание христианской жизни, христианского вероучения. Ибо чтобы правильно веровать, нужно и по-христиански правильно жить. Желаю вам помощи Божией, крепости, веры, сил телесных и духовных».

По мере сил мы следуем завету Владыки. С момента основания в составе редакции работало более сорока человек. Часть не выдерживала нагрузки, с другими приходилось расставаться по иным причинам. Но каждый из них положил свой кирпичик в фундамент православной газеты. От первого призыва 93-го года остался Володя Смирнов да редактор.

Кстати, Санкт-Петербург принято считать городом белых ночей, но для жителей он, по точному выражению поэта Михаила Дудина, город темных дней. Об этом надо помнить приезжим.

«Господи! Ты видишь хитрость врагов православной веры и Церкви Твоей и их рвение - одолеть ее. Положи им конец: да умрет с этими людьми все лукавое дело их». Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи.

Вернемся в Грецию. В афинском храме я присутствовал на «отчитке» схиархимандритом Саввой. Семидесятилетний монах с солеи тихим голосом читал молитвы. Сидящие на кафизмах люди внимали каждому его слову. И вдруг с задних рядов покатилась волна беснования. Одержимые резкими нечеловеческими выкриками перекрывали тихий голос священника. Как оказалось, это была профилактическая «отчитка». Рассказывают, что однажды подбежавший к царским вратам бесноватый минут двадцать висел в воздухе вниз головой: так бес решил насмеяться над священником. Во время другой «отчитки» умерла девушка. «Причислена к мученицам», - сказал о.Савва. Невольно сравниваю виденные мною сцены с «отчиткой» во Пскове. Изнемогающий от усталости после пятичасовой службы молодой священник - и полное отсутствие результата.

В келье почившего по Бозе прославленного святого стоит ныне японский телевизор...

Профессор показал в редакции свой доклад о духовности. На шестидесяти страницах рассуждает он о пользе концертов, экскурсий, музеев, массовых гуляний. На мой вопрос, чем отличается душевность от духовности, профессор ответить не смог. А все просто: духовность - то, что ведет к Богу.

По мере воцерковления все меньше желаний материальных, все больше жажда духовного - богослужений, церковной музыки, святоотеческих книг, покоя.

Услышал по радио: «На панихиде, которую открыл первый заместитель...» Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощное богослужение», если шире - «молебное пение об усопших». Открывать и закрывать заместителям и даже самим начальникам здесь нечего.

Разные бывают в газете ошибки. Повезло мне выловить в последней корректуре словечко - «митрополип». Представляете?..

Пришло письмо от матушки Георгии из Горнего монастыря в Иерусалиме. «Досточтимый Александр Григорьевич! Получила Ваше издание. Очень все интересно, спаси Вас Господи, что не забываете и нас, несущих свое послушание далеко от Родины. Помним, молимся и скорбим за Святую Русь, но и святые мученики и угодники Божии без страданий не были бы святыми. Желаю Вам помощи Божией в Ваших трудах. Благословение святого града Иерусалима да будет над Вами. С любовью благодарная игумения Георгия».

Тяжело переживать встречи с людьми, которые блещут христианской эрудицией (их даже можно назвать «ходячей православной энциклопедией), а по жизни совершают поступки, о которых и говорить даже стыдно. Да, они пишут талантливые стихи, статьи, обзоры, грамотно излагают мысли. Но здесь мне приходится решать сложный вопрос: стоит или не стоит печатать эти материалы?

Посты не только закаляют дух, но и продляют жизнь.

Большим соблазном послужили подаренные аудиокассеты «Утреннее и вечернее правило», «Последование ко святому причащению». А все потому, что не внял написанному на них: «Используется по благословению немощным, болящим, слепым, неграмотным и малым детям». Ни в одну из перечисленных категорий я не попадаю.

Сколько безвкусных особняков построено за последние годы! И все же думаю, что это не столько вина «новых русских», сколько творческое бесплодие «новых» архитекторов.

На скамейке в центре многолюдных Афин монахиня Евангелия забыла сумку. Опомнились и заторопились назад минут через двадцать. Сумка терпеливо ожидала хозяйку.

Наша молитва за усопших - послание в другую жизнь. Изменить свою посмертную судьбу усопшие сами уже не могут.

Часто спрашиваю себя: вот ты редактор православной газеты, ходишь в храм, ездишь по святым местам, исповедуешься и причащаешься. А где ты будешь во времена гонений? Как станешь отстаивать веру православную?... Только время даст ответ на этот вопрос.

Получил подарки и письмо от знакомой монахини. Она пишет: «Решаюсь передать вам монашеские подарки: иконочку Собора святых апостолов, беседу старца Софрония (Сахарова) «О смирении» и малые четки. Бывает, что люди мирские неправильно воспринимают этот подарок - четки как предмет сугубо монашеский, который мирским людям пользоваться не положено. Такое мнение - неверно, т.к. четки - не какой-то священный предмет, а просто вещь, удобная для молитвы. При постриге монашеском они даются монаху, как орудие духовное, чтобы всегда держать монаху молитву: в молитве его дело и в ней его помощь миру. Но и мирскому человеку, верующему, конечно, необходима молитва, чтобы удерживать в своем сознании образ Христов и иметь память о Боге. Так что четки - просто пожелание такой молитвы. Помоги вам, Господи, двигаться в этом направлении все выше и выше». Монашеские четки я люблю особой любовью.

Священник из нашей иерусалимской группы в 1995 году прятал наперсный крест, надевал на голову иудейскую кипу и шел молиться к «стене плача». Он уверял нас, что «стена плача» - главная христианская святыня. Очень трудно было не верить священнику. Он и поныне служит в СПб епархии.

Приехал я однажды к архимандриту Амвросию (Юрасову) поплакаться. Плохо было самому, плохо вокруг, плохо с газетой. «Хочу газету бросать», - сказал я в сердцах, надеясь на сочувствие. «Бросай, - неожиданно легко согласился о.Амвросий. А после паузы добавил: «Только станет еще хуже». И у меня просветлело.

Пришла за благословением к о.Амвросию женщина. Будучи венчанной, она разошлась с мужем и вновь венчалась с диаконом, не сказав ему правды. Вскоре в нее вселился бес. Теперь одержимая хотела бы поехать к старцу на «отчитку».

- Не трать попусту ни времени, ни денег, - сказал ей батюшка. - Все равно не поможет.

Счастье и грех не совместимы.

Послал о.Иоанну (Крестьянкину) письмо с вопросом о монашестве. Ответ из Печор пришел скоро: «На Ваш вопрос Вам ответит св.оптинский старец Анатолий. Он говорит, что «монашество есть сокровенный сердца человек... Смущение же нигде в числе добродетелей не вписано, происходит оно оттого, что причина, от которой она рождается - ложна». А апостол Павел дополняет ответ для Вас. «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Корн.7, 20,27). Умудри Вас Господь».

Мы, новоначальные, часто беремся совершать высокие духовые подвиги, при этом с большим трудом читаем утреннее и вечернее молитвенное правило. Оказывается, делать это каждый день очень нелегко.

Александр РАКОВ