Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Преподобный вернулся

УТВЕРЖДЕНИЕ В ВЕРЕ

После публикации 5 февраля в № 19’99 «Известий» большой статьи Константина Крикунова об Александро-Свирском монастыре мы решили встретиться с ее автором. Нам было интересно, как светский журналист видит жизнь монастыря и что его там особенно поразило. «Конечно, мощи преподобного Александра», - ответил Константин. К той главке, которая в «Известиях» называется «Обретение», Константин добавил то, что важно для православных читателей.

«Монастырь передан церкви. Просим не грабить», - это объявление летом 1997 года развесил на столбах поселка отец Александр, тогда еще послушник.

Сегодня речь не о дорожных плитках, которые растаскивали из обители местные ворюги. Речь идет о сохранности мощей св. Александра Свирского, перевезенных сюда из Петербурга в октябре 1998 года - спустя 80 лет после изъятия их в ходе большевистской ликвидационной кампании.

Не грабители угрожают монастырю, а идентификаторы, не оставляющие идею проведения генетической экспертизы. Это значит, что цельное и неистлевшее за 500 лет тело святого может быть разъято и граммов 500 «исследуемого материала» сожжено в печи экспертов. Весит, кстати, тело всего около десяти килограммов. Это ли не доказательство чудесной природы мумификации - при искусственном бальзамировании вес мумии бывает не меньше 40 килограммов. Кроме того, и содержание формалина на кожных покровах и в маленьком четырехсантиметровом шве на теле, по заключению экспертов, только 0,1 процента, во внутренних органах формалина быть и не может, потому что следов вскрытия на теле нет.

Но, как ни странно, великое для церкви событие обретения мощей в музее Военно-Медицинской Академии стало поводом к разномыслию и полемике не только в светской прессе, но и среди священников.

Весна 1641 года. Во дворе монастыря расчищали площадку под строительство каменного храма Преображения Господня. 17 апреля в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В ней гроб. Братия, повествует древнерусская летопись, «открыв мало верхние доски гроба, со всяким опасением, и видев во гробе тело цело, ничем не рушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице». Когда отслужили молебен, тело преподобного, находившегося во гробе 108 лет, покрылось каплями мира, и по воздуху разнеслось благоухание. Первое освидетельствование мощей состоялось в том же году 30 августа, в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Евфимия, игумена Вяжеского монастыря Иосифа и всего Софийского духовенства, прибывшего в монастырь. Это было так: «иерарх снял схиму и параман, раскрыли перси и руки Преподобного, утвердились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра. Из-под аналава была видна часть бороды, а «ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону».

Теперь приведу отрывки из описания «анатомического тела» - мумифицированного трупа мужчины, находившегося до минувшего лета в запасниках музея кафедры нормальной анатомии ВМА.

«Хорошо сохранившееся тело мужчины, аскетического сложения. Цвет кожных покровов желтый, местами янтарно-желтый. Голова без волосяного покрова и бороды, несколько развернута к левому плечу. Черты лица хорошо сохранились. Рот приоткрыт. Ступня правой ноги опирается на свод левой. Руки: правая вдоль туловища, левая рука на животе». Современные эксперты были поражены особенностями состояния лица: «толщина мышечной ткани в области нижней и верхней губ осталась неизменной. Крылья носа, его кончик сохранили практически прижизненную конфигурацию, толщину, моделировку. А кожа не сморщенно-высохшая, а весьма гладка и эластичная» (из доклада ст. научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, эксперта-антрополога Ю.Д.Беневольской.

Меня же больше всего поразила открытая для прикладывания рука преподобного Александра. Кожа на руке сдвинута вверх к пальцам, как бывает у человека после долгого сна. Потом я узнал, что преподобный умер во сне, лежа ничком. Когда иноки обители его нашли, прошло уже много часов и он уже окостенел, поэтому руки и ноги уже невозможно было расправить и сложить, как полагается при погребении.

Итак, современная наука не может объяснить мумификацию такой степени. На бедолагу В.И.Ленина, как известно, с 1924 года работает целая лаборатория, а тело его все расползается и гниет.

Для верующих процесс идентификации мощей был завершен, когда на глазах в рентгеновском кабинете СМЭС, во время молебна , мощи вдруг покрылись светло-янтарными каплями миро, выступившего как бы изнутри, из трещинок кожи. Мощи мироточили три месяца в храме Веры, Надежды, Любови и продолжают источать мира сейчас, радуя и укрепляя в вере братию монастыря и паломников.

Шесть месяцев шла экспертиза, подтвердившая подлинность мощей.

Работали антропологи, анатомы, рентгенологи, судмедэксперты, стоматологи. Все они - специалисты высокой квалификации, признанные не только в нашем городе, но во всей стране - нашли 12 признаков сходства найденной в ВМА «мумии» и описания мощей преподобного, сделанного при первом обретении - в 1641 году.

Но канцелярия Епархии куда более громоздка, чем 458 лет тому назад. К тому же особенно бурную деятельность развил некий судмедэксперт г-н Ковалев, смущающий и епархиальную комиссию по идентификации, которая должна представить свои выводы Патриарху и Синоду; множащий свои выдумки в прессе. То «исследуемый», несмотря на выводы антропологов, не вепс, а совсем даже наоборот. То Ковалев сообщает о наличии формалина «во внутренних органах» - тела, которое не вскрывали, а все повреждения на нем подробнейшим образом описаны экспертами. Для верующих людей особенно важно подтвержденное архивными синодальными актами изъятие частичек мощей с пальцев правой руки для Синодальной ризницы. По свидетельству экспертов, изъятие было совершено при помощи «копия».

Между тем появилась скандальная версия, что «исследуемое» - то ли бывший зек, то ли татарин, то ли еврей и слишком молодой. И ногти его-де наманикюрены, а не аршинной длины, и голова обрита, и все зубы целы, что странно. Вчера поклонявшиеся раке кричат: «Распни, не он!» Любопытный «документ» теперь гуляет по петербургским храмам: якобы «Акт», якобы монахов, якобы 1918 года, где аналав назван наличником, а вся лексика и стилистика пронизаны скорее ненавистью к мощам, нежели верой. Для меня, как для человека, «работающего со словом», прежде всего стиль всей этой липы доказывает ее подложность.

Но вот уже все верующие вслед за авторами сего «документа» повторяют: «А ног-то не должно быть, должны быть косточки». Нелепость сего утверждения очевидна для любого мало-мальски грамотного человека. При естественной мумификации (высыхании тела) кости заключены в прочный волокнистый кокон, состоящий из волокон сухожилий, мышечной ткани и собственно кожи. Разломать кости невозможно, так как они прочно впаяны в ткани тела. Да и кому и зачем это нужно было делать? Тем более, что в подлинном акте - описании мощей 1919 года говорится о их целостности. И на ногах святого там были обнаружены не древние сандалии, как сказано в «документе», а малиновые туфли, которые были надеты при переоблачении святого настоятелем монастыря Агафангелом в 1894 году. Значит «описыватели» 1918 года ног святого вообще не видели, а просто сочинили легенду о костях в «древних сандалиях».

Прихожанам и даже священнослужителям, не знакомым с подлинными историческими документами, ныне приходится плохо. Они живут слухами. У братии, спасающейся в монастыре прп. Александра Свирского, есть прежде всего один бесспорный документ - сами мощи святого. И вера, которая избавляет от уныния и ропота всякого, приезжающего в святую обитель.

Желающие поклониться святым мощам преподобного Александра могут присоединиться к паломнической группе, которая отправляется еженедельно - по субботам. Запись в храме св. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. тел. (812) 595-95-01.