Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

АРХИВ ВАЛААМА

Интерьвью с архимандритом Панкратием, наместником Свято-Преображенского Валаамского монастыря.

- В этом году исполняется 10 лет возобновления монашеской жизни на Валааме. Как это событие будет отмечаться?

- Программу будет утверждать Святейший Патриарх. Первые монахи прибыли на Валаам в декабре 1989 года, так что время для составления программы празднования у нас есть. Вероятно, главные празднества будут приурочены к памяти святых преподобных Сергия и Германа - 11 июля. Но начало уже положено - в январе в музее А.Блока - филиале музея истории Санкт-Петербурга прошла конференция «Архив Валаама». Святейший Патриарх Алексий прислал приветствие конференции, в котором сказано, что Валаам на протяжении многих веков был духовным и культурным центром России и такое значение он должен обретать и в наше время.

- Как этого можно добиться в наши дни?

- Нам важно узнавать и восстанавливать историческое прошлое монастыря. Валаамская история вообще хранит много загадок и тайн. Прямых источников, касающихся ранней истории монастыря, сохранилось очень мало. Предание об основании монастыря является скорее предметом веры, а не знания. Но мы надеемся, что возможны еще научные открытия, которые обогатят и нашу веру.

Для нас, валаамских иноков, история обители является не только предметом изучения, но и духовным фундаментом, на котором восстанавливается иноческая жизнь. В самом начале те иноки, которые пришли на остров в 1989 году, старались жить строго по Уставу, не внося никаких новшеств. История Валаама - это как бы летописная икона нашей святой обители, которая вдохновляет нас. История нашей обители соединяет нас с подвижниками прошлого: они подобны корням, которые питают дерево. Даже в том случае, когда дерево срублено, корни могут вновь и вновь давать молодые побеги. И эта молодая поросль - иноки, которые сейчас трудятся в обители, возрастет на той же благодатной земле, что и святые подвижники. И мы надеемся на благодатную помощь покоящихся в этой земле. Молитва и богослужение делает историю живой. Когда мы молимся по Валаамскому Синодику, то верим, что те, кого мы поминаем, молятся и о нас перед Престолом Божиим.

- Ожидается ли прославление новых валаамских святых?

- Готовится прославление Собора Валаамских святых. Надеемся, что это совершится в ближайшем будущем. Работа по собиранию свидетельств святости валаамских подвижников ведется все эти 10 лет и светскими, и церковными исследователями.

- Вы как наместник монастыря заботитесь о восстановлении не только внешнего благолепия, но и валаамских духовных традиций. Вы уже дважды ездили с этой целью на святую гору Афон...

- Думаю, что особой валаамской традиции не существует. Те высоты духа, которых достигали лучшие валаамские подвижники, объединяют их со всеми святыми. Не думаю, что тут были какие-то особые традиции, потому что все святые едины. Есть, конечно, какие-то национальные особенности, но суть одна - это следование Христу, это любовь к Богу и к ближнему.

А на Афоне нам сейчас можно поучиться устроению монастырской жизни, которая способствует тому, чтобы иноки смогли успешно подвизаться. Но, конечно, полностью копировать греческое благочестие, невозможно. У греков другой характер. Они умеют жить по «программе» - в размеренности, в постепенности личного подвига.

Но главной вашей проблемой все-таки остаются отношения с местным населением?

Да. Это, можно сказать, «жало в плоть». Пока это сосуществование продолжается, конечно, у нас монастырь успешно развиваться не может. Ради чего приходили иноки на Валаам? Это была отдаленная от мира обитель, и была возможность настоящего монашеского общежития.

Сейчас уединенная (тоже относительно) жизнь возможна только в наших скитах. Но к скитской жизни нужно подходить постепенно. Монах, прежде, чем попадет в скит, должен достаточно много времени провести в общежитии, а монастырь существует только десять лет. Так что надеемся, что подлинное восстановление скитской жизни еще впереди.

Людмила ИЛЬЮНИНА