Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Послушание

ШВЕЯ

«В Церкви все должно быть благообразно, благочинно», — учат нас отцы. Этому благообразию служат матушки, несущие швейное послушание. Они же одевают «в ризы испещрены» священнослужителей, шьют монашеские облачения.

Припоминая несколько известных мне историй поступления в монастырь, обнаружила — всем девочкам было благословение, прежде чем их примут в обитель, научиться шить. Одна из них не стала выполнять это благословение. И хотя чужими руками приготовила для себя все послушническое облачение, в обитель так и не попала.

Отвлечемся немного от разговора о швейном послушании. Этот случай, можно сказать, демонстрирует психологию современного человека. Нам кажется, что мы благодетельствуем всем, когда идем в монастырь. Сознание своего геройства и жертвы, за которую должны нас наградить, вдохновляет.

Прежде было не так. Для того, чтобы человека приняли в монастырь, он должен был принести взнос на нужды обители. Зачастую должен был и келью для себя построить или купить. Поэтому некоторым несостоятельным людям приходилось много потрудиться в миру для того, чтобы накопить деньги для этого взноса. Люди тогда осознавали, что быть принятым в монастырь — это дар Божий, это не по заслугам полученное «мирное житие», вне треволнений мира.

Сейчас, правда, в некоторых монастырях сохраняется подобие материального вклада в обитель — постригаемый должен сам себя одеть, на свои средства справить себе облачение. А полное монашеское облачение сейчас «тянет» на три тысячи рублей...

Но большинство монастырей облачение своим насельникам дарит. В швейных мастерских обителей приходилось слышать сокрушение матушек, что юные «подвижники» воспринимают как должное. И, более того, обращаются со священными одеждами небережливо, неаккуратно. Но и не только юные послушники иногда проявляют несознательность в отношении материальных нужд обители. «Бывает и так, — рассказывали мне, — приходит человек из мира гол как сокол. Все ему нужно справить — от нижнего белья до зимней рясы. А он при этом думает, куда бы ему пенсию пристроить и кому недвижимость передать. И даже в голову как будто не приходит, глядя на разрушенные стены монастыря, что его лепта могла бы помочь их восстановлению».

Да, матушкам швеям, как и тем, кто работает на кухне, приходится иметь дело не только с духом, но и с плотью. Мы уже не говорим о том, что выкройка рясы, подрясника, мантии и даже скуфьи требуют высочайшего профессионализма. А шитье — великого терпения. Иногда приходится шить и ночи напролет — когда много постригов в монастыре и надо успеть всех одеть.

Благолепие церковное, что называется, не с неба падает, тут нужно очень много потрудиться. Поэтому есть особое прошение о «труждающихся в святой обители (храме) сем», она и о матушках-швеях, неизвестных миру, скромных труженицах.

Л.Самарина