Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДНЕВНИК ДУХОВНЫЙ

«...Выписывайте то, что возьмет за сердце. Соберется тетрадка, другая. Когда потом найдет уныние или охлаждение и сухость, берите эти тетрадки и перелистывайте. Сердце отзовется на чувствованное прежде и шевельнется. Так от одной, от другой, третьей выписки, глядишь — и совсем расшевелилось» — с этих слов епископа Феофана Затворника мы хотим начать разговор о дневниках духовных. Здесь святитель говорит об одном из назначений дневника — делать выписки из прочитанного. Выписывать то, что лично тебя задело, заинтересовало или озадачило. Существует физико-психологический закон: при переписывании человек проникается смыслом слов. Или же наооборот: записывание смущающих помыслов, слов, поступков помогает успокоиться, начать освобождаться от них. Говоря современным языком, «разрядиться», вместо того, чтобы выплескивать свои эмоции на других людей.

В хранящемся в рукописях хронологическом дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского поражает обилие именно такого рода записей. Батюшка письменно молит Господа избавить его от раздражения, гнева, лени, чревоугодия, вещелюбия и письменно же благодарит Создателя за благодатные посещения и очищение сердца от смущающих помыслов и настроений.

Дневник необходим и как помянник — в нем для памяти отмечаются важные даты, встречи с людьми, разговоры, проповеди, советы, которые необходимо сохранить и исполнить. Из такого рода дневников родились прекрасные книги Сергея Александровича Нилуса. Так же написан дневник преподобного Никона — последнего оптинского старца.

Часто дневниковые записи помогают человеку разобраться в самом себе, осознать и оплакать свою немощь. Точное обозначение, называние своей духовной болезни пред лицом Божиим в дневнике помогает с ней бороться. Так написан почти весь «Дневник инока» епископа Арсения (Жадановского). Но там же много записей, которые были вызваны, как и в «Моей жизни во Христе», желанием закрепить на бумаге и передать людям посланные от Бога откровения. Недаром этот дневник, как и дневник святого праведного Иоанна, был издан при жизни его автора.

Митрополит Вениамин (Федченков) прибегал к дневниковым записям при решении трудных вопросов — записывал изо дня в день те мысли и чувства, которые посещали его после ежедневного совершения Литургии. Эти записи он назвал «Мой сорокоуст». Ответ в них складывался, как стеклышки в калейдоскопе — единое целое получалось из коротких записей каждого дня.

Дневник может стать и летописью эпохи, в нем по горячим следам можно проследить перипетии общецерковной, епархиальной, приходской жизни за тот или иной период. Много подобных дневников сохранилось от начала 20—х годов. Уникальный документ эпохи — недавно опубликованный дневник митрополита Иоанна (Снычева).

При правильном отношении к ведению дневника он может стать воспитателем серьезного, ответственного отношения к жизни, к своей душе, к окружающим людям — ближним и дальним. «Такой дневник мы ныне получили возможность прочесть себе в назидание», — писал отец Петр Серегин, будущий духовник Пюхтицкого монастыря. — По нему можно проследить духовное возрастание человека».

Старцы Оптинские говорили о том, что в жизни не должно быть мелочей, нужно стараться быть внимательными. Дневник, заполняемый в конце дня, может вдруг неожиданно выявить волю Божию, поначалу незамеченную за суетой, спешкой и усталостью.

Наверное еще немало можно добавить к ответу на вопрос: для чего нужен дневник? Однако не подумайте, что мы вас призываем к тому, чтобы вы все торопливо хватались за ручку и тетрадку и занимались самокопанием. Каждому свой путь и своя мера. Ведение дневника должно быть вызвано потребностью души. Но если такая потребность есть, нужно иметь правильные ориентиры или образцы для подражания. Пусть идеалом для нас будут не те дневники, которые заставляют ныне вести борцы с пьянством письменными суррогатами исповеди, когда требуют зафиксировать мельчайшие внешние детали прошедшего дня, а дневники святых людей. Если мы будем подражать дневникам первого типа, то есть опасность впасть в нескромное самонаблюдение, дурную рефлексию, пустое разглагольствование, и вообще впасть в духовно опасную сосредоточенность на своем «Я». При подражании подвижникам нужно избегать графоманства. Ведение духовного дневника может стать одним из средств, помогающим нашему покаянию и избавлению от грехов.

Н. Александров