Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БОГОСЛОВИЕ ПОСЛЕ...

Год назад в нашем городе проходила конференция «Богословие после Освенцима и ГУЛАГа. Отношение к иудаизму и евреям в Русской Православной Церкви большевистской России». Конференция была организована Высшей Религиозно Философской Школой при участии Академии наук, Санкт-Петербургской епархии, СПбДА и ряда общественных организаций города. В светской прессе особо резкой критике подвергся доклад преподавателя СПбДА протоиерея.Георгия Митрофанова. Наш корреспондент встретился с о.Георгием и попросил пояснить, что вызвало столь негативную реакцию на документально подтвержденные данные о геноциде верующих православных людей в большевистской России. Однако тогда мы посчитали тему слишком специальной, и отложили материал в архив. В последнее время резко возрос интерес к этой теме. Читатели пишут и звонят в редакцию с вопросами, почему в церковной среде столь различны взгляды на еврейский вопрос: от призывов решить его с помощью кулаков до рассуждений в стиле кота Леопольда. Мы поняли, что время публикации пришло...

— Отец Георгий, имеет ли право на существование и развитие так называемое «богословие после...»?

— С точки зрения Православия сама постановка вопроса об особом богословии, которое должно родиться как реакция на уничтожение евреев в Освенциме, категорически неприемлема. Да, мы, как христиане, обязаны осмыслить тот трагический опыт, который пережило человечество в ХХ веке. Но создавать какие-то новые богословские теория, говоря при этом об ущербности всего предыдущего богословия, для православных недопустимо. Едва ли случайностью можно назвать тот факт, что «богословие после Освенцима» является целым течением в протестантизме, которое приходит к совершенно неприемлемым с церковной точки зрения выводам о богословской равноценности христианства и иудаизма, их равноценности в деле спасения человека.

Сторонники «богословия после...» утверждают, что геноцид евреев со стороны фашистской Германии, якобы, явился закономерным результатом антисемитизма, присущего христианству в целом. Утверждается, что Новый Завет — первая антисемитская книга, которая, учитывая произошедшее во время Второй мировой войны, нуждается в серьезном редактировании. Иными словами, предложено вычеркнуть из Священного Писания все «антисемитские высказывания».

С этими доводами нельзя согласиться уже хотя бы с исторической точки зрения: немецких фашистов нельзя назвать христианами. Они, явно проповедуя национальное неоязычество и оккультизм, считали своими злейшими врагами христиан, и особенно духовенство. Тайные же симпатии обращались к мистике сатанизма.

— Выводы из Вашего сообщения, недвусмысленно говорят о прямой связи идеи ГУЛАГа с еврейским вопросом. Поясните, какова эта связь?

— С церковной точки зрения особое значение приобретает тот факт, что жертвами лагерей стали не просто отдельные православные люди, но почти все православное духовенство. Но даже такие страшные особенности не дают православным христианам права говорить о каком-то богословии, целью которого является пересмотр или отвержение того, что было написано до недавнего тяжкого времени.

Нет сомнения, что в мировой истории не было подобного массового истребления людей, на основании их принадлежности к православной Церкви, и страдания миллионов не должны остаться незамеченным богословами и просто церковными людьми. Но эта оценка должна строиться на краеугольных основах Святоотеческого Предания. Да, здесь нам не обойтись без обсуждения еврейского вопроса. Известно, и это подтверждается серьезными архивными документами, что в антирелигиозной комиссии ЦК ВКПБ и в органах ЧК и ГПУ присутствовало немало лиц еврейского происхождения.

Как только большевики пришли к власти, они стремительно начали гонения против Церкви. Уже в первые три года после Октябрьского переворота было убито более 10 тысяч священнослужителей священнослужителей. В докладе я подробно остановился на страшных для Церкви итогах, к которым привела такая политика. Если к 1915 году в стране в общей сложности насчитывалось около 150 тысяч священнослужителей, иноков и инокинь, то в 1942-м цифра только расстрелянного духовенства перевалила за 130 тысяч, а сколько еще скончалось от пыток... Здесь просто невозможно не сказать о прямо-таки единомысленной ненависти большевиков к Православной Церкви.

— Отец Георгий, Ваше светское образование — историк. Вы много лет занимались историей Церкви в ХХ веке, работали во многих архивах. Какие тайные документы, находившиеся долгое время под грифом «секретно», стали явными, доступными всем за последние годы?

— Действительно, подвести обоснованный итог церковному геноциду в нашей стране стало возможно только сейчас. Большую работу в этом направлении ведет в Москве Свято-Тихоновский Богословский институт. Он имеет значительный банк данных о новомучениках и исповедниках Российских, подкрепленный серьезными архивными исследованиями. Накопленные институтом материалы регулярно издаются в виде сборников, найти их можно и в Интернете.

Большое значение для Церкви имела также работа Государственной комиссии по реабилитации при президенте РФ, которую возглавил А.Н.Яковлев. Несколько лет назад эта комиссия представила наиболее полные сведения, содержащиеся в государственных архивных хранилищах. Комиссия беспристрастно рассмотрела и сведения о жертвах церковного геноцида. Нет нужды доказывать, что Александр Николаевич не отличается какими-то церковными симпатиями. Тем не менее комиссия выполнила работу добросовестно, и никаких сомнений в умах ученых не вызвала.

— Любимая идея, исповедуемая сторонниками «богословия после», сводится к очень простому и недвусмысленному призыву: Русская Православная Церковь должна последовать примеру западных христиан и принести покаяние перед еврейским народом, пережившим геноцид в ХХ веке. Есть ли здесь основание чувствовать свою вину? Как православные должны откликаться на такие призывы?

— В последние десятилетия много написано о том, насколько виноваты немецкие христиане в соглашательстве с гонениями, воздвигнутыми фашистами на евреев. Пытаться осмыслить собственную вину в любом проявлении греха — позиция, достойная христианина. Но следует еще раз отметить, что нацисты руководствовались антихристианскими идеями, неоязычество было официальной идеологией Третьего Рейха. Поэтому искать истоки репрессий по отношению к евреям в христианстве по меньшей мере несправедливо. Однако поддержка германскими христианами политики Гитлера или молчаливое с ней согласие требует покаяния. Что же касается России и ее покаяния, то русские православные христиане должны каяться перед Богом за то, что мы по своему маловерию и безволию попустили утвердиться в своей стране богоборческому режиму.

Для православного христианина не может представляться случайным и тот факт, что в становлении большевисткого режима значительную роль играли представители еврейского народа.

— Отец Георгий, это замечание желающий может без труда записать в разряд антисемитских. Что можно ответить тем, кто спешит обвинять Русскую Православную Церковь в антисемитизме?

— С христианской точки зрения китаец-палач из Харьковской ВЧК или латышский стрелок, охранявший членов Совнаркома — по сути, люди с такими же убеждениями, что и председатель антирелигиозной комиссии Губельман-Ярославский, и один из активнейших ее идеологов Бронштейн-Троцкий. Да, названные люди являлись представителями еврейского народа — народа, согласно святоотеческой традиции, имеющего особую духовную и историческую судьбу. Если говорить совсем коротко: евреи — это народ, который или до конца идет с Богом, или до конца бунтует против Бога. Конечно, народ всегда состоит из конкретных людей с разными характерами. Каждый выбирает для себя свой путь. Не все евреи в ХХ веке привержены иудаизму, да и участники революционного движения были людьми секуляризованными. Но с христианской точки зрения вопрос о трагической роли людей еврейского происхождения в разрушении России требует спокойного и объективного обсуждения. Обсуждения богословского, научного, без взаимных оскорблений и невероятных выдумок.

Обоюдное желание разобраться, по-человечески разрешить вопросы — какой же это антисемитизм? Мы знаем, как до революции представители Русской Православной Церкви неустанно выступали против проявлений антисемитизма. Святейший Патриарх Тихон в Послании от 3 июля 1919 г., обращая слова к войскам Белой армии, которых тогда посетил временный успех в борьбе с большевиками, предостерегал их от актов возмездия.

Самым красноречивым свидетельством отсутствия чувства воинствующего антисемитизма в русском народе является тот непреложный факт, что падение коммунистического режима не вызвало погромов. Не появилось ни одного официального церковного документа, в котором содержалась хотя бы тень антисемитских воззрений. Между прочим, весьма либеральный богослов о.Сергий Булгаков во время Второй мировой войны, став свидетелем геноцида евреев в Европе, много писал о грядущих временах. Он считал, что христиане должны быть готовы к тому моменту, когда большевистский режим падет и люди, знающие о ключевой роли революционной интеллигенции, могут исполниться чувства возмездия. «Церковь должна подготовиться к этому моменту, — писал о.Сергий, — и христиански осмыслить этот факт, дабы не было актов погрома».

Опасения о.Сергия не оправдались. Русский народ, узнавший свою объективную историю в последние несколько лет, отнюдь не схватился за дубины, что имело место в других странах в разные эпохи. И это свидетельствует о том, что нет ни малейших оснований называть Русскую Православную Церковь вдохновительницей антисемитизма. Церковь вообще не стремится искать виноватых, не возлагает ответственность на неких сторонних врагов. Прежде всего должен раскаяться наш народ, который допустил в конечном итоге то, что произошло.

— Мы должны разрешать все проблемы по Евангелию, а не по абстрактным гуманистическим принципам. Но мотивы наших оправданий часто не принимаются в расчет...

— Меня поразило, что на конференции не прозвучало ни одного слова, призванного помочь осмыслить геноцид Церкви в большевисткой России. Все пытались рассуждать в категориях абстрактной морали, а она, как известно, у каждого своя. И поэтому мое сообщение, в котором была заложена религиозная постановка вопроса об ответственности представителей революционной еврейской интеллигенции за гонения на Церковь, вызвало такую бурю негодований.

Сейчас в отношении еврейского вопроса бытует несколько стереотипов. Одни считают, что вовсе никакого вопроса нет, и говорить об этом ненаучно, некультурно, неприлично. Другие мистифицируют еврейский вопрос, пытаются разрешить его в духе чуждых христианству расистских позиций. Люди почему-то привыкли к такому черно-белому раскладу идей, как будто третьего не дано.

Однако до тех пор, пока мы не обратимся к религиозному разрешению этого вопроса, мы будем обречены на бесконечный возврат к одним и тем же проблемам. Именно гуманизм Германии, отпадение от Церкви образованного мира, секуляризация сознания расчистили дорогу фашистам-неоязычникам.

Соб. корр.