Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

А ОПЫТ ПРИДЕТ

Из номера в номер мы знакомим вас с мнениями маститых протоиереев, обращаемся с вопросами к духовно и житейски опытным священнослужителям старшего поколения. А ведь в последние годы так много рукоположено молодых батюшек. И они истово и горячо несут свое служение в храмах Божиих. С одним из таких молодых (и по возрасту, и по рукоположению) священников, служащим в церкви Воскресения Христова, иереем Алексеем Еремичем, мы и побеседовали.

— Как вы считаете, необходим ли священнику жизненный опыт для того, чтобы быть хорошим пастырем? К вам приходят на исповедь и для беседы люди, которые вдвое или даже втрое старше вас, как вы их окормляете?

— Несомненно, священнику нужен жизненный опыт для того, чтобы войти в ту или иную ситуацию. Не скрою, мне приходится иногда слышать: «Вы еще слишком молоды, вы этого понять не можете». Или даже: «Вам женская душа не доступна. Вот если бы вы были женщиной, то тогда по-другому бы говорили».

Однако известно, что будь человек даже семи пядей во лбу, будь он трижды житейски опытен, но если он не знает основных принципов христианского вероучения, то грош цена его опытности. Поэтому сейчас для священника очень важно иметь хорошее богословское образование. Например, важно хорошо знать толкования святых отцов на Священное Писание, потому что сплошь и рядом сталкиваешься с тем, что люди толкуют Слово Божие, как им вздумается. Давать советы людям нам предпочтительнее, исходя не из собственного житейского опыта, а исходя из опыта Церкви. Даже великие святые — преподобный Серафим, святитель Игнатий, старцы оптинские — говорили, что дают советы «не от своего ума», а как заповедано святыми отцами.

Получается, что у молодого священника более книжное, чем жизненное восприятие людских проблем, но есть и преимущество — у него нет той снисходительности к людям, которая часто идет во вред. Он старается людей приучить к подчинению церковным правилам.

— Но ведь иногда точное следование правилам вносит разлад в жизнь. Например, некоторые православные считают необходимым накладывать на себя пост на супружеские отношения на все время Великого Поста — и от этого бывают, что и браки распадаются. Правильно ли это?

— У нас нет энциклики по этому поводу — это если говорить в шутку. А если серьезно, то надо помнить совет апостола Павла: «Друг от друга не уклоняйтесь. Разве только по соглашению». У людей вообще разные меры. Господь все сорок дней ничего не ел. Были великие аскеты, которые тоже ничего не вкушали весь пост. Преподобная Мария Египетская 17 лет постилась. А можем ли мы от себя требовать такой меры?

Таинство брака свято, и мы обязаны его исполнять полностью. Поэтому, если мы уклоняемся от супружеских отношений, вызывая ропот в том, с кем мы должны быть «в плоть едину», то мы выступаем против Таинства брака. Конечно, если речь не идет о канунах среды и пятницы, великих праздников и дней накануне Таинства Причащения.

Святость — это сокровенный сердца человек, напоказ не надо стремиться ничего делать. Поэтому не надо быть «святошей» в семье, не надо выказывать свою веру таким способом.

Бог в Таинстве брака соединяет мужчину и женщину для сожительства, не для блуда, не как в «гражданском браке» (не путать с законным), а для совокупления в плоть едину, и не надо гнушаться этим. Еще в первохристианские времена, на Гангрском соборе «гнушение браком» было осуждено как греховное.

— С кем Вам труднее: с молодыми или со старыми прихожанами?

— Пожалуй, труднее всего с людьми среднего возраста. Молодежь быстрее откликается на все. Старые люди, которые ходят в Церковь много лет — это люди истинно верующие. Они опытным путем многого достигли. А вот люди среднего возраста — 50-60 лет, они любят говорить: «А нас этому никто не учил. Мы к этому не приучены». Как же так? Храмы открыты, книг духовных, брошюр, газет издается множество. По телевидению, по радио идут передачи православные. Теряешься иногда, что же сказать этим людям. Это получается, как в книге Бытия: «Это жена виновата, которую Ты мне дал. Она: это змей виноват». Все виноваты, только не я.

— Что вы говорите тем людям (в основном пожилым), которые утверждают: у меня Бог в душе, мне не нужно причащаться, мне не нужна Церковь?

Дерево узнается по плодам. Человек говорит: у меня Бог в душе. А творит-то он что? Вот с этого и надо начать: «А какой Бог у тебя в душе? Чем он проявляется?» Многие люди даже не желают обсуждать этот вопрос, они закрыты. А другой человек от этого вопроса все-таки начинает задумываться, что же дает ему такая нецерковная вера?

— Нужно ли усиленно убеждать пожилых людей прибегать к Таинствам? И что делать, если они даже перед лицом смерти не желают этого делать?

— Насильно тянуть к Таинству никого нельзя. Нужно молиться за человека, нужно поминать его на Проскомидии. Только упаси Бог писать: «заблудшего такого-то». Так писать нельзя. Грех — это болезнь души, мы все нездоровы. А суды Божии нам неизвестны. Не надо раз и навсегда определять состояние другого человека.

Главное — не унывать, а молиться. Если мы будем унывать, то кто же будет молиться? По православному вероучению молитва может изменить даже определения Божии. Это у католиков распространено представление, что постановления Божии неизменны. А мы верим, что Господь может по молитве «отвратить суд, на нас движимый».

— Можно ли сказать, что священник должен учиться постоянно у жизни, у людей, а не только в Духовной школе?

— В только что опубликованном дневнике митрополита Вениамина (Федченкова) сказано: «Стоишь в Соборе и удивляешься, и умиляешься вере и молитвенности народа! У него учиться вере нужно: сам загораешься от них». Да, не только священник должен людей учить, но и люди наипаче учат священника. У православного народа чуткая совесть. Если какой-нибудь священник, например, начнет мудрствовать, захочет изменить что-то в богослужении, то народ ему не даст. Поэтому нам, священникам, нужно чтить тех людей, у которых действительно «Бог в душе», которые свято хранят свою веру и стараются жить по ней. И, конечно, набираться у них и житейского опыта.