Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Людмила ВОРОБЬЕВА,
Санкт-Петербург
Дорогая Людмила!
Придется мне согласиться с Вами, что я и впрямь «примитивный» человек — ибо на самом деле считаю, что если «богатый сделал мне милость», нужно ответить тем же. Если не могу отплатить деньгами, так хотя бы отнесусь по-доброму, помолюсь за него. Если какой-то богач «оплатит обучение моего сына», я «полюблю такого богача» и тоже буду молиться за него. А как, по-Вашему, следует отнестись к благодетелю? Потребовать от него доказательств, что его капиталы нажиты честным путем и, если он сего не докажет, плюнуть ему в лицо? Прочитать мораль о «нравственной пропасти»?
Во-первых, «пропасть» ли? Может быть, «трещина»? Кто верно измерит «глубину» и «ширину» применительно к каждому «нуворишу»? И кто даст гарантии, что Ваш отвлеченный «честный труженник», попав в условия жизни сего «нувориша», не станет таким же? Во-вторых (и это еще существенней), этот «нувориш» только что собрался данную «пропасть» засыпать. Ее ведь ничем более, как только добрыми делами, засыпать невозможно. А я ему скажу: «Да пропади ты со своими безчестными деньгами!» И всякую охоту к дальнейшим добрым делам убью. Своим хамством...
Если нас обоих в данный момент Господь призовет (помрем мы внезапно на этом месте), то я уверен, что этот «нувориш» пойдет в рай, хотя бы у него были тысячи безчестных дел за спиной и всего одно это доброе намерение, а я пойду в ад — за то, что отвратил его от пути доброделания. Почему это так именно будет, сего я объяснять сейчас не стану — это не короткий разговор.
Смею надеяться, что во мне «живо православное самосознание» и я рассуждаю «естественно, если смотреть с православной точки зрения». Правда, моя «православная точка зрения» не совпадает с Вашей. Кто же из нас православный? Давайте доверим рассудить читателям.
«Рамки писем» и впрямь тесны, поэтому я буду тоже предельно краток. Ваше возражение, что на «новых русских» люди «злятся» из высоких идейных соображений и «не завидуют им» — откуда оно взято? Мой вывод, что «завидуют», сделан из многочасового выслушивания исповедей, на которых даже лучшие из нас с Вами, православных братьев и сестер, признаются, что «завидуют», но стараются не «злиться». Ваши «православные» — злятся, но «не завидуют». Тут мы опять с какими-то разными «православными» общаемся...
Некоторые вопросы можно прояснить тем, что статья добралась до Вас в сокращенном, газетном варианте. «Вопрос о происхождении богатства», который Вы объявляете «не существующим для меня», в полном тексте «существует»: «Идти к богатству по чьим-то головам — это, безусловно, грех». В редакции есть полный вариант, есть он и у меня. Впрочем, если придете в храм Богоявления на Гутуевском острове (Двинская, 2), можно обойтись и без текстов, а просто побеседовать «без тесных рамок писем».
иерей Александр ЗАХАРОВ