Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Продолжение темы

О БЕДНОСТИ И БОГАТСТВЕ

Уважаемая редакция!
Прочитав статью священника Александра Захарова «О бедности и богатстве» (№11, 1998 г.), очень захотелось последовать ее рубрике «давайте поговорим». Напишу очень коротко. Получется, что если нынешний богатый сделал мне милость, то с ним надо объединиться в духе и забыть о нравственной пропасти, отделяющей честных тружеников от новоявленных нуворишей? Люди думают не так примитивно, как получается в представлении о.А.Захарова, а понимают, что подавляющее большинство «новых русских» нажили свои капиталы бесчестным путем, если смотреть с православной точки зрения. Может быть, о.А.Захаров согласен с теледивой Сорокиной, которая как-то сказала, что на Руси потому так много церквей, что каждый купец и промышленник так замаливал свои грехи? Кто же такие «новые русские»? «Новыми» они называются не потому, что имеют большие деньги, а потому, что их миропонимание в корне отличается от традиционного.
Батюшка! Где же призыв к «новым русским» покаяться, раздать свои богатства, чтобы начать новую жизнь? Для Вас, похоже, не существует вопроса о происхождении богатства. Или Вы думаете, что понятия о добре и зле в нас претерпели изменения? Предположим, мой сосед занимается вывозом нефти за границу, имеет счет в зарубежном банке. А доктору наук, отдавшему лучшую часть жизни на развитие нефтяной отрасли, нужно расстаться с одной пятой частью зарплаты, чтобы хоть раз залить бак автомашины бензином. И вот, распорядившись «мудро и богоугодно своим богатством», мой сосед захотел оплатить обучение сына этого доктора наук в учебном заведении. И вы всерьез полагаете, что «люди таких богачей полюбят»?

Людмила ВОРОБЬЕВА,
Санкт-Петербург

Дорогая Людмила!

Придется мне согласиться с Вами, что я и впрямь «примитивный» человек — ибо на самом деле считаю, что если «богатый сделал мне милость», нужно ответить тем же. Если не могу отплатить деньгами, так хотя бы отнесусь по-доброму, помолюсь за него. Если какой-то богач «оплатит обучение моего сына», я «полюблю такого богача» и тоже буду молиться за него. А как, по-Вашему, следует отнестись к благодетелю? Потребовать от него доказательств, что его капиталы нажиты честным путем и, если он сего не докажет, плюнуть ему в лицо? Прочитать мораль о «нравственной пропасти»?

Во-первых, «пропасть» ли? Может быть, «трещина»? Кто верно измерит «глубину» и «ширину» применительно к каждому «нуворишу»? И кто даст гарантии, что Ваш отвлеченный «честный труженник», попав в условия жизни сего «нувориша», не станет таким же? Во-вторых (и это еще существенней), этот «нувориш» только что собрался данную «пропасть» засыпать. Ее ведь ничем более, как только добрыми делами, засыпать невозможно. А я ему скажу: «Да пропади ты со своими безчестными деньгами!» И всякую охоту к дальнейшим добрым делам убью. Своим хамством...

Если нас обоих в данный момент Господь призовет (помрем мы внезапно на этом месте), то я уверен, что этот «нувориш» пойдет в рай, хотя бы у него были тысячи безчестных дел за спиной и всего одно это доброе намерение, а я пойду в ад — за то, что отвратил его от пути доброделания. Почему это так именно будет, сего я объяснять сейчас не стану — это не короткий разговор.

Смею надеяться, что во мне «живо православное самосознание» и я рассуждаю «естественно, если смотреть с православной точки зрения». Правда, моя «православная точка зрения» не совпадает с Вашей. Кто же из нас православный? Давайте доверим рассудить читателям.

«Рамки писем» и впрямь тесны, поэтому я буду тоже предельно краток. Ваше возражение, что на «новых русских» люди «злятся» из высоких идейных соображений и «не завидуют им» — откуда оно взято? Мой вывод, что «завидуют», сделан из многочасового выслушивания исповедей, на которых даже лучшие из нас с Вами, православных братьев и сестер, признаются, что «завидуют», но стараются не «злиться». Ваши «православные» — злятся, но «не завидуют». Тут мы опять с какими-то разными «православными» общаемся...

Некоторые вопросы можно прояснить тем, что статья добралась до Вас в сокращенном, газетном варианте. «Вопрос о происхождении богатства», который Вы объявляете «не существующим для меня», в полном тексте «существует»: «Идти к богатству по чьим-то головам — это, безусловно, грех». В редакции есть полный вариант, есть он и у меня. Впрочем, если придете в храм Богоявления на Гутуевском острове (Двинская, 2), можно обойтись и без текстов, а просто побеседовать «без тесных рамок писем».

иерей Александр ЗАХАРОВ