Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Давайте поговорим

О ДРУЖБЕ

«Братья и сестры» — так традиционно мы именуем друг друга. Но чаще всего это братство исчезает за стенами храма, не существует в обыденной жизни человека. И мы даже не задумываемся об этом, не осознаем чего мы себя лишаем.

† † †

Еще древними было сказано: «Брат от брата укрепляем, яко град тверд». Сколько гимнов дружбе мы находим на страницах Ветхого Завета! А в Новом Завете братские (дружеские) взаимоотношения — основа Церкви и спасения. «Я не называю вас рабами, а друзьями», — сказал верующим в Него Господь. Святые отцы новозаветный опыт выразили одной фразой: «От ближнего, от брата — жизнь и смерть человека, то есть погибель или спасение».

В ХХ веке — веке «коллективизма», «масс-культуры» — братство, дружба стали великой редкостью. Одиночество в толпе — расхожий образ нашей жизни. К сожалению, этот образ применим не только к светским, но и ко многим церковным людям. Давайте порассуждаем, от чего это происходит?

Мы все — дети своей эпохи. Эпохи, когда все направлено на то, чтобы люди относились друг к другу, как к вещам, как к социальным единицам. Вступая в ХХ1 век, человек человеку становится прежде всего не «другом, товарищем и братом», а покупателем и продавцом, пассажиром, обслугой, «банковским счетом», «инвентарным номером». А то ли еще будет?

В Россию семимильными шагами вступает явление, о котором еще в 50-е годы писал американский психолог и философ Эрих Фромм: «Сегодня человек стоит перед самым главным выбором: это выбор не между капитализмом и коммунизмом, а между роботизмом и человечностью. В прошлом опасность состояла в том, что люди могут стать рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами».

Мир, в котором мы живем, становится все более перевернутым. И мы, сами того не замечая, являемся христианами только по имени или только в храме. В реальной жизни все труднее и труднее быть христианином. Приходится сознаваться в этом.

Проявляется эта внежизненность нашего христианства, в первую очередь, в отношениях между людьми: в лучшем случае ныне обходятся «ритуальной вежливостью делового стиля», за которой чаще всего скрывается ложь и обман, а в худшем, более распространенном, преобладает грубость, жестокость, неприкрытые эгоистические интересы и конфликты, конфликты, конфликты... И мы живем как бы в гипнозе этой общей атмосферы. И подчас даже не подозреваем о том, что церковность, воцерковление предполагает обретение человеком такого опыта отношения к людям и к миру, которого у него не было прежде. Нельзя ограничиться только новым отношением к себе — покаянием, сетованием, принятием откровений...

Не будем строить иллюзий, мы не сможем ко всем и каждому относиться как к брату и другу. Но если нет ни одного человека, о котором ты можешь сказать: «Господи, благодарю Тебя, что Ты мне послал такого друга», — это тревожный симптом, заставляющий задуматься над вопросом: «В чем мое христианство?»

Пожалуй, всем нам стоит почаще спрашивать себя: «Есть ли у меня по жизни, а не в теории реальные братья и сестры? Познал ли я на опыте народную мудрость — друг познается в беде. Был ли я сам таким другом?» А если нет, стремиться к этому, молиться об этом. В прежние времена существовал «чин братотворения» — люди чувствовали необходимость призывания благодати Божией на их личные сердечные и духовные взаимоотношения. Святым отцом Иоанном Кассианом был написан специальный труд «О дружестве». И ныне, думается, каждый, кто обрел друзей, может засвидетельствовать: настоящая дружба родилась по действию Божия откровения о другом человеке. Иногда даже помнишь тот момент, когда тебе вдруг внезапно открылась глубина человека, ты почувствовал его внутреннюю сущность. Удивительно, что эти моменты не обязательно бывают связаны с разговорами по душам, вообще со словесным выражением человека. Если допустимо такое сравнение, эти моменты подобны малой, личной Пятидесятнице, когда дано тебе говорить на языке другой личности, и он тебя понимает и ты понимаешь его. Но далее наступает ответственное и трудное время искушений, потому что понимание, данное благодатию, оно отходит, оно не может пребывать вечно. Необходим подвиг, потому что никакие отношения не донести до конца без благодати и без подвига.

И слишком часто повторяется ситуация, когда кажется, что друг твой все делает не так. говорит не так, думает неправильно. И на смену добрым чувствам приходит смущение, а потом и раздражение, а за ним — гнев, спор, ссоры. Многие дружбы на этом кончаются. И долго еще могут внутри воевать помыслы: «Зачем он мне это сказал, и я ему еще скажу то и то,и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, а я непременно оскорблю его».

Последняя фраза выписана из аввы Дорофея, из описания им потери дружеских, братских отношений. У древнего учителя смирения мы находим совет, как избежать «пожара вражды»: «Отсекайте страсти, пока они еще молоды... иное дело — вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево», то есть надо стараться не поддаваться смущающим нас помыслам против брата. Святые Отцы, кроме того, советуют обсуждать вместе смущающую ситуацию. Самое опасное — свидетельствуют они — замкнуться в себе, чрезмерно доверять своим мнениям, делать заключения только на основе личного опыта.

Конечно, в идеале — все мнения, смущающие помыслы, трудные жизненные дилеммы надо разрешать с духовником или старцем. Но не всегда это возможно. Поэтому и советуют святые отцы избегать (особенно новоначальным, а таковы все мы) стремления к физическому и духовному уединению. «Купно-житие» — идеал не только монашества, но и всякого христианина. В первоапостольские времена у христиан и все имущество было общим. От нас этого не требуется. Но вот единство в деле спасения необходимо. А ведь так редко мы способны сказать: «Брат, скажи, прав я или нет? Меня что-то смущает... Друг, прости меня, я что-то тебя (имя рек) не понимаю, почему ты так поступил... Дорогой, извини, но, думаю, тебя заносит не туда, слишком ты мудришь».

Человеческие отношения сложны, не следует их упрощать (что делают иногда православные журналисты), но все-таки можно попытаться коротко определить, чем христианская дружба, братство, любовь отличаются от языческой.

Она должна быть правдивой, подлинной, избегать человекоугодия, потакания пороку. Но, одновременно, она не должна быть по-сектантски взвинченной, искусственной, подчеркнутой. Настоящая христианская дружба, это дружба о Господе. Иногда она требует и жестокого отречения. Как сказано Спасителем, «если рука или глаз соблазняют тебя, вырви и брось их». По толкованию Святых Отцов, эти слова относятся именно к порочной дружбе.

Отбросим поучения, обратимся к конкретным примерам из церковной истории. Без преувеличения можно сказать, что апостолы были друзьями. Господь недаром посылал их на проповедь по двое. Среди святых отцов первых веков многие были связаны дружескими узами — Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Григорий Назианзин, Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, Кирилл и Мефодий. Яркими, живыми историями о дружбе полны страницы книг «Луг духовный», «Лавсаик», Отечников. В Житиях русских святых мы видим, что среди сонма учеников у преподобных отцов были особенно близкие им духовно. Те, кого они называли друзьями. Здесь уместно вспомнить этимологию «Друг» — «другой я». Об Этом прекрасно написал в 1913 году отец Павел Флоренский: «Московская церковная дружба — лучшее, что есть у нас... Все свободны, и все связаны, все по-своему, и все — как другие... Вас удивляет отсутствие зависти. Но ведь у нас друг к другу не может быть зависти, ибо почти все работаем сообща... и дело каждого, не чужое дело, не дело соперника, которое «чем хуже, тем лучше», а мое дело , отчасти и мое. В совершенстве его заинтересованы все. Поэтому естественно, что каждому хочется вплести в это гнездо хоть одну и свою соломинку, исправить хоть одну ошибку в корректуре или чем-нибудь помочь».

Речь в процитированном письме идет о частном случае — издании журнала «Богословский вестник». Но обратим внимание на важную мысль: всякая совместная работа, в том числе физический труд, может быть надежным фундаментом для дружбы.

Зримый образ дружбы в нашу трагическую эпоху — семья последнего императора Николая 11. И взрослые, и дети в этой семье — все были друг для друга — друзья.

† † †

Дружба, братство созидается молитвой. Общей молитвой и молитвой друг за друга. «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» — сказано Господом о молитве. Замечательный обычай, помнится, существовал когда-то в одном маленьком сплоченном питерском приходе. Настоятель после каждого богослужения обращался к прихожанам со словами: «Прошу всех помолиться за брата (имя рек) или сестру, она больна или путешествует, или находится в трудных обстоятельствах». В данном случае «брат и сестра» говорилось не по традиции, а выражало реальные отношения между людьми. Да, почаще бы нам просить друг друга:«Помолись обо мне». И чтобы не сухим формализмом звучало: «Спасибо. Вашими молитвами у нас все хорошо».

... Старец Силуан Афонский писал: «Самая большая благодать дается за любовь к брату».

Людмила ИЛЬЮНИНА