Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Оставим попечение

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...

Эти размышления игумена Свято-Троицкой Сергиевской Пустыни Николая (Парамонова) родились как ответ на одно из многочисленных писем, которые редакция получает каждый день.

Не зная, не видя человека, не разобравшись в конкретной ситуации, отвечать общими фразами не гоже. Общие решения касаются только основополагающих вопросов спасения. Эта основа для всех одинаково необходима, она содержится в Священном Писании. А сугубо личные вопросы требуют и частного разговора.

Но как же быть, если спросить не у кого? Ведь к каждому человеку на каждую минуту жизни не приставишь священника. Да и мы — священнослужители, как говорил еще святитель Игнатий, уже не такие безупречные сосуды благодати, какими были Отцы древности. Итак, как быть?

Напомню Евангельское повествование: Когда к Спасителю подошел прокаженный и сказал Ему: «Если хочешь, можешь меня очистить», то Господь ответил ему: «Хочу, очистись». Так и каждый из нас, когда познает свою немощь, то будет просить у Бога, чтобы Он его очистил. И по мере очищения сердца все вопросы начнут отпадать. То есть вопросы преодолеваются только силой освященности и радости. Когда есть внутренняя радость и любовь — вопросов нет.

Я навсегда запомнил разговор с матушкой-трапезницей в Псково-Печерском монастыре. Вся она светилась любовью, заботой о всех и каждом. Я смотрел на нее и думал: «Вот что с человеком делает окормление у старцев». И спросил ее: «Вы, наверное, чадо отца Иоанна (Крестьянкина)?» — Да нет, что Вы. Зачем я буду старца беспокоить? Я его вижу на службе — и хватит с меня». Вот это человек, у которого нет вопросов, потому что есть смирение и любовь.

А есть люди, которые просто охвачены «духом вопрошания». Ездят они к старцам, умучивают их вопросами, вместо того, чтобы молиться о том, чтобы Господь Сам все разрешил. Кроме того, многие наши проблемы надуманны. Придумает себе человек проблему и носится с ней. Мучается, что разрешить ее не может. А ее, может, и решать-то не надо... Но бывают и благодатные случаи, когда едет человек к старцу, и уже по дороге, как туман, тают все вопросы. И оказывается, что спрашивать-то особенно не о чем...

Все проблемы преодолеваются верой, надеждой, любовью. Терпеливым ожиданием, вниманием к обстоятельствам жизни. Обычно вопросов много у тех, кто хочет, чтобы «все было по-моему» и чтобы «все вокруг плясали под мою дудку». И задает такой человек множество вопросов, потому что ждет, чтобы ему ответили «так, как надо». Надо ему.

Пожалуй, все это можно отнести и к распространенным ныне книгам типа «Духовная жизнь в вопросах и ответах», где порой на мельчайшие очень личные вопросы предлагаются слишком однозначные ответы. Приходилось мне слышать хлесткое прозвание одного из таких сборников — «бесчеловечное христианство». Живого человека в таких книгах нет, а есть следование двум крайностям. Или читатель все время «получает по голове»: ему твердят «какой ты плохой, на каждом шагу грешишь, все, что ты говоришь, думаешь и делаешь — все греховно». Или, наоборот, зовут к таким высочайшим духовным состояниям, воображая которые, человек может развить в себе вредную мечтательность.

Изречения Священного Писания, святых отцов должны для нас быть вехами, «слегами» для перехода по болоту житейскому, а не палкой, которой бьют нерадивых учеников.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем слове к детям перед началом учения сказал: «Молитесь Духу Святому, и он научит вас, как надо учиться». Эти слова тоже могут быть универсальным ответом на недоуменные вопросы.

У нас еще распространена склонность оснащать свое благочестие известными именами: «Старец такой-то сказал то-то. А такой-то благодатный батюшка ответил или предрек то-то». А сам-то ты что? И потом, то, что сказали лично тебе, может быть, и не стоит превращать в общее правило и разглашать повсюду.

А иногда и не надо торопиться освобождаться от проблем. Бог ставит нам вопросы по мере нашего духовного роста. Если Он ставит нас в затруднительную ситуацию, значит знает, что ты сможешь ее разрешить. Бог верит в нас до конца, пока мы дышим. А зачастую сами мы в себя не верим. Поэтому уныние, стенание и вопросы, вопросы, вопросы...

Господь в своей последней беседе с учениками сказал: «Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Иоан. 16, 22—23).

Путь постоянного вопрошательства — это тот, про который сказано: «многое знание рождает многую печаль», а путь к совершенной радости — в простоте. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — ни одного» — говорил преподобный Амвросий Оптинский.