Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Послушание

НА КУХНЕ

Почти в каждом храме есть трапезная, а значит, и кухня, и работающие там люди. О них и пойдет речь сегодня.

Как и любое церковное послушание, работа на кухне имеет свои благодатные и искусительные стороны. Как известно, через пищу, через приготовление различных блюд можно выразить очень многое: и любовь, и ненависть, и великодушие, и жадность, и терпение, и раздражительность.

Пища может быть наполнена благодатью. Многие, уверена, удивлялись тем, какой вкусной становится простая картошка в мундире или хлеб с чаем в монастырях. Автору этих строк на всю жизнь запомнилось, как расспрашивали гости слепую подвижницу Веру Ивановну, почему у нее всегда получаются такие вкусные пироги? И в ответ на удивление она всегда говорила: «Я молюсь, когда готовлю». А другая матушка-монахиня, ныне здравствующая, когда жила в миру, в трудные минуты недоразумения между людьми шла на кухню и пекла «розочки божественной любви» — постные булочки-завитушки. Одно лишь придуманное ею название рождало тепло на душе.

Сколько противоположных по смыслу рассказов мы встречаем в житиях и непридуманных рассказах. Святые прозревали, что приготовление того или иного кушанья сопровождалось ссорами, проклятиями, ругательствами. В результате они отказывались от вкушения такой оскверненной пищи. Мы уже не говорим о колдовстве над едой или приобретении продуктов обманным путем — эти беззакония обличались святыми неизменно.

† † †

Послушание повара, трапезника всегда очень высоко ценилось в монастырях. Ведь для того, чтобы приготовить еду, они каждое утро раньше всех встают и позже всех ложатся спать. Нужно ли доказывать, что физически этот труд нелегок. В утешение скажем, что рассказы о святых тружениках кухни частенько встречаются в «Отечниках» и «Минеях». Есть такие подвижники и в наши дни.

Наблюдая современных матушек на монастырских и приходских кухнях, работая вместе с ними, автор этих строк сделала открытие: трудности, которые они переживают, рождены не только физической усталостью. Они видят батюшек, матушек, певчих, иконописцев не в ореоле их святого служения, а за столом, трапезничающих, как и другие люди. Им приходится наблюдать чисто человеческие недостатки, волей-неволей слушая разговоры, которые ведутся в трапезной. Им приходится сталкиваться иногда и с капризами, и с самодурством, и с неблагодарностью. Важно суметь не спутать человеческие слабости и божественное призвание, и к тому же не возомнить о себе слишком много, осуждая других. Что скрывать: приходилось видеть матушек-кухарок, которые вели себя как командирши, облеченные правом относиться к человеку только в образе потребителя изготовленных ими яств. Но, слава Богу, это исключение.

Дорогие наши матушки-кормилицы в Пюхтицах, в Оптиной, в Тервеничах, в Дивеево, в Печорах и еще во многих храмах и обителях! Как умеют они приветить человека, обласкать, дать хлебушка на дорогу, а малым детям и гостинца насыпать в карманы. С ними чувствуешь, что Церковь — наша мать, Она через этих святых тружениц нас греет и питает.

А как утешают и вдохновляют общие трапезы в дни храмовых праздников, именин клириков и прихожан! И за это мы должны благодарить наших матушек, которые в такие дни стараются изобрести как можно больше разносолов, стряпают, зачастую захватывая и ночи.

Однажды я рассказывала знакомому иностранцу о наших братских трапезах. Он был потрясен: «А у нас в Церкви не едят!» Да, на Западе, как, впрочем, и в сознании наших доморощенных интеллектуалов, существует как бы два мира — высокий мир духовных ценностей и мир низменный, где «отправляются естественные потребности». В Православии, воплощенном в жизнь, наоборот: и еда, и ее приготовление, и вкушение может быть соединено с миром духовных ценностей. Недаром подвижник нашего времени епископ Варнава (Беляев) в многотомном труде «Искусство святости» сотни страниц уделил пище и трапезе. Недаром в наше время выходит так много сборников «рецептов православной кухни». И сами эти рецепты убеждают нас в том, что Православие — это не отвлеченные мечтания, а реальная жизнь со всеми ее красотами и низостями.

В наше время, когда многие люди не имеют возможности поесть досыта, написанное может показаться «разговорами на сытый желудок». Спешим разъяснить: мы рассуждаем о сути православного отношения к еде. А суть эта емко выражена в молитве перед трапезой: «Очи всех на Тя, Господи, уповают и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши щедрую руку Твою, исполняеши всякое животное благоволения».

Л.Самарина