Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Память 15 января

Память 15 января

Бахилы прп.
Серафима Саровского
Преподобный Серафим, старший современник Пушкина, жил в сложное время. Оно напоминает наше — прозападными симпатиями большей части образованных русских людей, призванных быть организующей и направляющей силой нации. Победоносно завершая Отечественную войну 1812 года, русские прошли по Европе — и Европа им понравилась. Вслед за родной речью из жизни стали устраняться родные обычаи, унаследованный от отцов православный уклад жизни, традиционные духовные ценности, неразрывно связанные с церковным мировоззрением. Говорить, жить, думать стали на западный манер. Место Бога в душе заняли другие ценности: человеколюбие без Бога и материальный прогресс. В великосветских кругах церковное мироощушение встречается все реже и становится исключением. Знакомство с идеями западных вольнодумцев вызывает брожение в умах, вылившееся в восстание декабристов. Нецерковность постепенно превращается в антицерковность.

В это время и родился человек, своею жизнью доказывающий, что жить с Богом лучше, чем без Бога. Преподобный Серафим явился противоположностью декабристам. Они привлекали к себе тем, что объявляли себя борцами за счастье народа. Путь убогого Серафима был иной — «Хочешь осчастливить ближних — начни с себя». Революциям он противопоставил духовное делание. Прежде, чем переделывать мир, измени его малую частичку — себя. Тогда ты сможешь быть воистинну благодетелем человечества. Иначе своими благими намерениями ты можешь доставить людям горя и скорбей гораздо больше, чем счастья.

Когда в своей душе темень — как же можно просветить другого? Обрети мир и покой, тогда сможешь поделиться с ближним. Святой Серафим не только учил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», но осуществил это в собственной жизни.

Почему это особенно важно? Потому что так верно проверяется любое учение: как оно согласуется с жизнью? Прежде всего с твоей собственной, твоя жизнь-то счастлива? Или ты только других ведешь к счастью, а у самого «на душе кошки скребут»?

Многие из сегодняшних советчиков благоустроения жизни имеют все то, о чем мечтает обыватель, что теперь полагается за цель жизни, но радостью и покоем от них не веет. Преподобный Серафим не имел и тысячной доли их земных благ, а радость сияла такая, что переполняла его, щедро изливаясь на окружающих. Иных даже смущала такая его всегдашняя веселость. Но преподобный ответствовал: «ведь веселость не грех — она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой... Сказать слово ласковое, приветливое, да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно».

Всегдашнее присутствие Духа Божия в святом угоднике вселяло в него непреходящее ощущение счастья, которое обретут все, кто последуют его советам. И тогда уже, по слову апостола Павла, ничто не отлучит человека от любви Божией. А горюем мы не оттого, что жизнь плоха, а оттого, что мы плохие; оттого, что в душах наших живет не Бог, а гордыня, самолюбие и страсти. Любим то, чего Бог не велит. А что велит, того не любим — не любим молиться, в храм Божий ходить не любим, прощать обиды не любим... Где же наша любовь к Богу?!

† † †

Жизнь и заветы преподобного Серафима Саровского очень важны для современной русской жизни. Если во времена земной жизни святого в России шел процесс расцерковления, то сегодня можно уже говорить о расчеловечивании, растлении. Западники времен Серафима имели человеколюбие без Бога. Теперь люди живут и без Бога, и без человеколюбия. Вслед за христианскими ценностями из России пытаются устранить сострадание, милосердие, честность, совестливость. Насаждается культ наживы, грязных удовольствий, разврата, цинизма. Прежде на Руси все это считалось позорным и постыдным. Все перевернулось с ног на голову. Но среди людей, умеющих красиво жить, не встретить светлое, спокойное, умиротворенное лицо. Даже улыбки у них как прикленные...

† † †

Вспоминается случай из дохристианской истории. Знаменитый завоеватель Александр Македонский, сумевший за тринадцать лет покорить себе множество народов, стяжавший несметное количество земных богатств, однажды встретился с бедняком Диогеном. В сопровождении свиты полководец подошел к его знаменитой бочке и широким жестом предложил Диогену:

— Проси у меня, чего хочешь. Я дам тебе все, что ты пожелаешь.

Диоген ответил:

— Отойди немножко в сторонку — ты заслонил от меня солнце.

И все. Приближенные Александра, удивленные и возмущенные таким ответом, который они сочли проявлением неслыханной дерзости и легкомыслия, ожидали гнева своего повелителя. Но реакция Александра удивила их еще больше. Исполнив просьбу Диогена, он в задумчивости промолвил:

— Если бы я не был Александром, я бы стал Диогеном.

Счастлив не тот, у кого много, а тот, кто всем доволен. Удовлетворить человека может только присутствие в его душе Бога. С Ним — и в бочке рай. Самодостаточностью во всей вселенной обладает исключительно ее Творец. Поэтому и человек может стать самодостаточным только с Ним. Александр Македонский в своих раздумьях у диогеновой бочки понял это. Помоги, Господи, понять и нам!

священник Александр Захаров