Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

Интервью с архимандритом Августином (Никитиным)

ДОРОГА — ЭТО ЖИЗНЬ

— Отец Августин, расскажите пожалуйста когда и как Вы пришли в Санкт-Петербургскую Духовную Академию?

— По своему светскому образованию я радиофизик. Но когда еще занимался в Университете на физическом факультете, уже тогда чувствовал, что это не мое призвание. Я все же закончил этот факультет, проработал необходимое время после окончания по специальности, после чего подал прошение в Ленинградскую, как тогда она называлась, духовную семинарию. Это произошло в 1971 году.

На вступительном экзамене было решено, что меня можно сразу, минуя семинарские классы, зачислить в Академию. Закончив Академию, я принял постриг и с того момента уже более двадцати лет тружусь на должности преподавателя. Доцент, архимандрит, специалист по западным вероисповеданиям и сектоведению .

— Почему выбрали именно эту кафедру?

— Когда я заканчивал Академию, мне было дано именно такое благословение. Здесь нет ничего необычного — эти проблемы тогда были особенно животрепещущими. Сегодня, кроме всего прочего, я читаю курсы по истории древних церквей, так называемых «дохалкидонских» — армянской, коптской, эфиопской. Опубликовал более 300 статей в научных и просветительских изданиях, несколько монографий. Среди них немалую долю занимают статьи о Русской Церкви.

— Когда Вы успеваете писать?

— Дело в том, что я решительно не соглашаюсь, когда мне предлагают принять участие в заседаниях и комиссиях. Такие мероприятия, конечно, важны, просто принесу весьма малую пользу, если буду сидеть, cкажем, в президиуме или выступать с программным докладом. Так и выгадываю время. Кстати, когда в конце 80-х годов мне было предложено принять епископский сан, я отказался. Епископство — это прежде всего административная работа. Соответственно на богословскую науку едва ли хватит времени, да и администратор я, в общем-то, плохой. Сейчас в нашем городе, и в других городах, в общей сложности в десятке различных учебных заведений постоянно читаю лекции. Таково мое основное послушание, с которым справляюсь лучше других.

— Как эта академическая, преподавательская деятельность сочетается с вашими регулярными путешествиями по белу свету?

— Одна из тем моего исследования — это взаимоотношения России со странами Востока и Запада. Поэтому, путешествуя по какой-либо стране, я впитываю в себя все увиденное, чтобы потом использовать в работах по своей теме. И наоборот, во всех краях и областях я ищу следы тех исторических событии, о которых мне приходилось писать и говорить на лекциях. Например, мне удалось побывать на месте всех древних церквей, которые упоминаются в Апокалипсисе. Проследовал я и по маршрутам миссионерских путешествий апостола Павла, апостола Фомы и других из числа двенадцати.

Когда я читаю лекции, например, на восточном факультете нашего университета об истории связей России со странами Востока, я всегда могу ответить на недоуменные вопросы так: «Я там был, я все видел собственными глазами». А на философском факультете я читаю курс «Россия и Запад», и тоже могу сказать вопрошающему: «Я там был».

— Вы объездили весь свет, побывали на всех материках...

— Нет, конечно, не весь. Но третью его часть точно посетил. У меня хорошо проработан ареал от Ганга до Меконга — то есть от Индии до Вьетнама. Почему такие экзотические с точки зрения русского человека страны наиболее мной, как путешественником, изучены? Объясняется это тем, что туда очень легко получить визу на въезд, без лишних утомительных формальностей. Мы, россияне, часто ездим не туда, куда стоило бы ездить. Все почему-то стремятся на Запад... Этим летом я побывал в пяти странах Латинской Америки. Я опять выбрал безвизовые страны и просто поехал туда.

— Вы путешествуете самостоятельно или в составе каких-либо паломнических или туристических групп?

— Я всегда стараюсь путешествовать в одиночку, потому что так лучше всего изучать то, к чему стремишься. Ты не связан временем, обязательствами, не обременяешь ближних своей персоной. Во времена, когда нас вообще не выпускали за границу, я объехал весь север, начиная от русского и кончая Чукоткой, Дальним Востоком. Я прошел на байдарке по главным рекам Забайкалья. А ведь каждая река там — по полторы тысячи километров, не меньше.

Путешествия эти были, конечно, дикими, но и времена им также соответствовали. Сейчас их называют эпохой глубокого застоя. Я специально выбирал маршруты, страшные своею безысходностью, почти первопроходческие. Как говорится, клин клином вышибают.

Путешествовал я всегда один. Сейчас то же самое я повторяю за границей. Кроме того, даже когда я путешествую по нехристианским странам, я пишу об этом, как православный христианин, как пастырь. И еще стараюсь рассказывать о путешествиях в различных светских аудиториях. Можно сказать, выполняю миссию среди нашей интеллигенции.

В начале 90-х годов я совершил морское путешествие по христианскому Востоку на парусном судне. Моряки, с которыми рука об руку прошли не только морские мили, но и земные версты, с интересом слушали рассказы о древнем Православии. И камни оживали. Об этом путешествии повествует вышедшая в соавторстве с Виктором Георги книга «К Святой Земле под парусом "Надежды"». Виктор описывает события с точки зрения светского человека, а я добавляю исторические сведения как священник. Конечно, такое общение с доброжелательно настроенными к вере людьми никогда не бывает бесполезным.

Из книги «Под парусом "Надежды"»:

... На Казанском вокзале столицы, отправляясь в путешествие, познакомился с батюшкой — худощавым мужичком с подстриженной бородкой. За несколько минут до отправления подали состав, и мы едва успели добежать до последнего вагона и втиснуться в переполненный салон. Кое-как рассовали рюкзаки и ящики, отвоевали даже одно место на четверых на верхней боковой полке. Киношники, сопровождавшие нас, оказались ребятами бывалыми, впрочем, и батюшка мало чем отличался от завсегдатаев плацкартных вагонов. Через час-второй, как обычно бывает в таких случаях, за неимением другого занятия решили перекусить. Была выставлена и бутылочка, но батюшка лишь пригубил. За первой бутылочкой пришла очередь следующей. Батюшка ушел спать, рассказав напоследок о недавнем эпизоде, происшедшем с ним в Лондоне. В свое время он закончил один из ленинградских вузов, поработал в какой-то научной конторе. Далее резко изменил жизненный путь, посвятив себя служению Богу. Но привычка-тяга к дальним странствиям осталась. Перед экспедицией вернулся из Великобритании.

— Билет на самолет в Россию был взят заранее, — вспоминал он. — Но в поездке по Англии и Ирландии я истратил почти всю валюту. А есть-то хочется! Выскреб из кармана несколько монеток, купил пакет молока и коробку кукурузных хлопьев, пошел в Гайд-парк, лег на травку и вкушаю. А по парку экскурсоводы водят туристов. Останавливается одна группа невдалеке от меня. Слышу, что говорят по-русски. Гид объясняет: «Вот это знаменитый Гайд-парк. А вон там, обратите внимание, расположился типичный английский безработный, у которого нет денег пообедать в кафе». Тогда я поднимаю руку и кричу: «Здравствуйте, земляки!» Экскурсовод пугается и быстро уводит группу...

— Как сегодня проходят Ваши путешествия?

— Мы все, кто-то меньше, кто-то больше, впитали настроения недавно ушедшего времени, когда казалось, что за границей на нас обязательно будут смотреть с подозрением. Меня всегда спрашивают дома: «А кто Вас там встречал? А как Вы устроились в гостинице? А кто был у Вас гидом?» Часто я заранее не знаю, в какую сторону мне придется ехать. Иногда даже не ведаю, каким путем возвращусь домой. Приходилось попадать и в места, где шли военные действия, и, что называется, добираться в Россию на перекладных.

Из книги «Под парусом "Надежды"»:

...За несколько дней отец Августин совершил еще одно путешествие — всю ночь от Каира до Ассуана, а затем по раскаленной Нубийской пустыне еще дальше на юг — почти до границы с Суданом. И хотя он приглашал с собой в это путешествие всех желающих, таковых не нашлось — все были на грани физического и морального истощения. Лишь только один из команды согласился в последний день отправиться с о.Августином в пустыню, чтобы посетить местечко Эль-Аламейн...

— У читателей может возникнуть вопрос: почему монах так много мотается по свету вместо того, чтобы сидеть в келье и молиться?

— Мой идеал — архимандрит Порфирий (Успенский), богослов, церковный деятель, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он объездил весь ближний Восток, Святую землю, Египет, обошел весь Афон. Так же он часто бывал и на Западе, все свои путешествия подробно описал в книгах и статьях. Монашество и паломничество не противоречат друг другу.

Из книги «Под парусом "Надежды"»:

...Путешествуя по островам южной кромки Эгейского моря, мы, люди светские, прежде всего обращали внимание на разнообразие товаров в витринах магазинов и позировали на фоне средневековых крепостей и античных развалин. Иначе воспринимал все увиденное отец Августин. Он подолгу останавливался, переводя английский текст на русский и делая пометки в своем блокноте...

Можно ли сказать, что во время путешествий особенно ощущается Промысел Божий, укрепляется живая вера?

— Например, у вас в руках пустая бутылка, и нужно удалить из нее воздух. Что можно сделать? Можно поставить насос и начать выкачивать воздух. Через некоторое время внешнее давление просто сломает ее, останутся одни осколки. А можно просто налить туда воды, и воздух сам вытеснится. И этот путь более разумен.

Можно сидеть на одном месте, сидеть в келье, и тем не менее быть обуреваемым страстями, как Лютер, например, который чернильницу в стенку швырял. Лучше заниматься тем, что у тебя лучше всего получается. Это, в конце концов, и принесет пользу Церкви.

Еще древние римляне говорили: «Via vita est» — дорога есть жизнь. Работа с документацией в епархиальном управлении, разбор писем, прошений, текущих бумаг — это тоже нелегкое послушание. Но доверено оно тому, кто с ним справится лучше. Молиться в Палестине, у святых мест, или пешком пройти весь Афон — другое послушание, не менее важное. У каждого есть своя предрасположенность, свое предназначение. Не надо ломать человека, предлагая ему другой путь. Можно вспомнить такую пословицу: «По течению плывет только мертвая рыба».

— Куда вы задумали направить свои стопы в ближайшее время?

— Зимой намереваюсь отправиться в Африку, в частности, в Эфиопию. Хочу проехать по маршруту Николая Гумилева и архимандрита Антония (Булатовича).

Беседовала Л.Самарина