Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ИКОНА ВРЕМЕНИ: КАЛЕНДАРЬ

Православная Церковь живет по старому юлианскому календарю, который остается неизменным со времен земной жизни Господа Иисуса Христа, а мир, вслед за западной его частью, начиная с конца ХVl века постепенно перешел на новый календарный стиль. Инициатором введения нового календаря был римский папа Григорий Xlll, и по его имени этот календарь называется григорианским. Почему же Православная Церковь столь упорно держится старого Юлианского времяисчисления?

Если мы непредвзято посмотрим на саму сущность календарной реформы папы Григория Xlll, то нас ожидает глубокое разочарование в так называемом научном преимуществе его календаря. Ибо с формально-научной точки зрения он не имеет никаких преимуществ перед юлианским, поскольку оба календаря принципиально различны в своей основе. Григорианский календарь ориентирован на величину тропического, или солнечного, года, тогда как юлианский — на величину сидерического, или звездного, года. При этом тропический год, с которым организаторы григорианской реформы соизмеряли свой новый год, является величиной не действительной, а условной, иначе говоря воображаемой.

Здесь надо будет вспомнить, чему нас учили на уроках астрономии, а именно, что начиная со времен Птоломея (ll век) вплоть до позднего средневековья в астрономии господствовала геоцентрическая точка зрения, согласно которой неподвижная Земля будто бы является центром мироздания, вокруг которого вращаются Солнце и другие небесные тела. Так вот, понятие тропического года, лежащее в основе григорианского календаря, как раз связано с геоцентрической, докопернианской теорией. Тропический год есть время, за которое Солнце делает свой мнимый оборот вокруг Земли. Однако ныне всем известно, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля движется вокруг Солнца. Поэтому тропический год есть не реальный период времени, но воображаемая астрономическая величина.

Что же касается понятия сидерического года, то оно основано на реальной величине, равной полному периоду обращения Земли вокруг Солнца. Таким образом в самой основе григорианского календаря заложено ошибочное астрономическое предположение о центральном и неподвижном положении Земли с вращающейся вокруг нее Вселенной. Если же говорить об астрономической точности, о которой так любят говорить сторонники григорианского календаря, то полезно будет знать, что за 25765 тропических лет он отстанет от сидерического, истинного астрономического года, на целый год.

Возникает закономерный вопрос, зачем вообще понадобилась Риму реформа календаря, и почему папские реформаторы юлианского календаря стали соотносить свой новый год с тропическим годом. «Все объясняется весьма и весьма прозаично, — как говорит автор одной из работ, посвященной этой теме, — папа Григорий Xlll и его "календарное окружение" были последовательными приверженцами птолемеевой системы мироздания, а это значит, что тропический год для них был не условной астрономической величиной, а подлинным реальным временем, в течение которого Солнце обращается вокруг неподвижной Земли». Для них сидерического года просто не существовало, и даже само признание того астрономического факта, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, было объявлено Римом ересью, повлекшей за собой трагические судьбы Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Многие знаменитые ученые того времени, как хронолог Жозеф Скалигер, математик Цельсий, астрономы Иосиф Вифаний и Местлин (учитель Кеплера и Галилея), дали отрицательные отзывы о проекте готовившейся календарной реформы. Проект реформы был призван бессмысленным и многими университетами Европы. Великий Коперник отказался в свое время принять участие в подготовке календарной реформы, начавшейся уже в 1514 году на Латеранском соборе. После своей смерти, последовавшей в 1453 г., Коперник стал очень опасным оппонентом календарной затее 1582 года, подрывая в корне «научность» григорианского стиля. Ведь если и в самом деле не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, то тропический год вовсе не является обязательным эталоном для года гражданского. Учение Коперника грозило разоблачить псевдонаучность григорианской реформы, поэтому не случайно, что в 1616 году папа Павел V осудил идеи Коперника, как противоречащие Священному Писанию. Книга Коперника «Об обращении небесных сфер», в которой он изложил свою теорию, была запрещена папским декретом от 5 марта 1616 года «во избежание расползания подобного учения к ущербу католической истины».

Такова одна из ступеней лестницы отпадения латинской церкви от Соборной Истины, которая далее, сообразно внутреннему развитию еретической подмены грядущего Царства Господа на земле, когда «царство и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего» (Дан. 7, 27), самой нынешней католической церковью с ее Ватиканом — «городом, царствующим над земными царями» (Апок. 17, 18), неизбежно привела к еще большей лжи — их догмату о непогрешимости папы. «Папа есть божественный человек и человеческий Бог. Посему никто не может судить его или о нем. Папа имеет божескую власть, и власть его не ограничена. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. Что сделано папою, то все равно, что сделано Богом... Папа непогрешим, как Бог, и может делать все, что Бог делает... Папа может изменить природу вещей, делать из ничего что-либо. Он властен из неправды сотворить правду, властен против правды, без правды и вопреки правде делать все, что ему угодно... Папа есть наместник Бога, и кто отрицает это, тот лжец... Папа есть государь всех, царь и причина всех причин. Папа есть жених и глава Вселенской Церкви. Папа не может заблуждаться, он — всемогущ, в нем вся полнота власти. Он выше Апостола Павла, ибо по призванию своему стоит наравне с Апостолом Петром. Он может поэтому возражать против посланий Апостола Павла... Бог предоставил во власть папы все законы, а сам папа выше всех законов. Папа — свет веры и отражение истины. Папа есть все над всем и может все».

Таковы дословные выдержки из постановления l Ватиканского собора 1870 года. Это кощунственное постановление остается в силе и до сегодняшнего дня, хотя в 1962 году заседал полномочный для отмены этого постановления ll Ватиканский собор.

Стремление к власти над миром всегда связано и со стремлением к власти над временем. Не случайно в России григорианский календарь был спешно введен богоборческой антирусской властью уже в 1918 году. Для построения «нового мира» им требовалось «новое время», чтобы окончательно оторвать русский народ от его православных корней. Так и Рим в своем злом обособлении от Вселенского Православия для укрепления своего всемирного пошел не только против научной очевидности, но и против Священного Предания Церкви, закрепленного в ее канонах. Так, например, западные христиане, перешедшие на новый стиль григорианского календаря, вынуждены регулярно праздновать Пасху прежде иудеев или одновременно с ними, что является тяжелым нарушением Седьмого правила святых Апостолов и определений Никейского Вселенского Собора, согласно которым христианскую Пасху должно праздновать только после иудейской.

Дело в том, что Православная Пасхалия составлена в соответствии с последовательностью событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, изменение этой последовательности означает их искажение. Мистически новозаветная Пасха символизирует замену ветхозаветного жертвоприношения агнца искупительной жертвой Спасителя нашего Господа Иисуса Христа — Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира. Посему совершенно неприемлемо, чтобы Святая Пасха предваряла еврейскую. Однако только за 100 лет с 1851 по 1950 гг последователи григорианского календаря праздновали Пасху 15 раз прежде иудеев и неоднократно вместе с ними.

Помимо Русской Православной Церкви юлианского церковного календаря держатся монастыри святой горы Афон, а также Православные Церкви Иерусалима, Грузии, Сербии и все те, кто непоколебимо стоит на камне Апостольского и святоотеческого Предания. Кто-то, возможно, захочет возразить, что ради удобства пребывания Церкви в мире и единства всех христиан может, стоит и Православным Церквам подчиниться западному христианскому большинству и перейти на новый стиль? Но такие не ведают заповеди Божией: «Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23, 2). Также не знают они, что Царство Божие наследует не большинство, а лишь малая часть от него, как и Господь говорит: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).

К тому же Церковь Божия состоит не только из Церкви земной, но и из Церкви Небесной, которую Апостол Иоанн Богослов видел, как «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков» (Апок. 7, 9), предстоящих вместе со всеми Ангелами прямо пред престолом Бога в белых одеждах праведности, «служа Ему день и ночь в храме Его» (Апок. 7, 15). Вот с кем должно быть единым, а не с западным еретическим большинством.

И подтверждением единства Православного Востока с Церковью Небесной является ежегодное схождение благодатного огня при Гробе Господнем, происходящее при многотысячном стечении паломников в Великую Субботу по Юлианскому старому стилю.

Вот почему Русская Православная Церковь, пребывая в единстве с Церковью Небесной, празднует Рождество Христово 25 декабря по старому, юлианскому, календарю, что соответствует 7 января ныне утвердившегося латинского стиля.