Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Джорданвилльские зарисовки

3.ОСТРОВ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ

Под сенью крестов

Первоначально кладбище устроили слева от дороги, но теперь там уже почти никого не хоронят. Основная часть кладбища — справа от дороги — широко раскинулась на зеленом холме. Проходим под аркой ворот, и сразу внимание приковывается к белому, в новгородском стиле, храму с куполами, напоминающими шлемы древнерусских богатырей. А вокруг, по всему простору кладбища, — кресты без числа. Разнообразный вид крестов наводит на мысль, что и те, над чьими могилами они стоят, тоже были разными людьми.

Почти все кресты — высокие, в человеческий рост. На одном из них мозаичная надпись: «Господи, Иисусе Христе, спаси святую Русь». К этим словам нечего добавить: это как бы памятник всей белой церковной эмиграции, это их боль, их думы, их борьба. Крест сей стоит на могиле Евгения Евлампиевича Алферьева, декана джорданвилльской духовной семинарии и составителя книги «Письма Св.Царственных мучеников из заточения».

Около самого храма могила человека, которого знало и любило все церковное русское зарубежье — убиенного Иосифа Муньоса, хранителя Иверской мироточивой иконы. Еще свежа его могила, еще свежа рана в наших сердцах. Подходим к могиле: горит алая лампада-свеча, колышатся четки, повешенные чьей-то рукой на крест. Сердце верит в праведность брата Иосифа. А рядом с его могилой покоятся честные останки приснопамятного Ивана Михайловича Андреевского, преподавателя нашей семинарии, писателя и церковного деятеля, труды которого так ценил иеромонах Серафим (Роуз). В следующем ряду могила историка Николая Димитриевича Тальберга, еще чуть дальше — протопресвитера Михаила Помазанского. Это все преподаватели Свято-Троицкой семинарии.

Среди прочих внимание привлекает могила, над которой возвышается крест необычной формы. Подойдем к ней. Вот она: красивые, но скромные цветы и небольшой каменный крест, напоминающий монашеский параманный крест, который возлагают на новопостриженного инока. Это могила монаха Исаакия (Шоттера). Жизненный путь отца Исаакия необычен. Родился он в США в 1942 году, воспитывался и получил прекрасное образование в Европе. Красавец, статен собой. Блестящая карьера военного. Что ждало его дальше? Путь в высшие круги западного общества? Семейное счастье? Богатство? Нет, не мирское, а небесное духовное богатство приготовил Христос для будущего монаха Исаакия. Это богатство ожидало его в лоне святой Православной Церкви, куда он и пришел после долгих и мучительных поисков. Крещение отец Исаакий принял в Европе, там же поступил в православный монастырь, потом жил на Афоне, затем Господь привел его в Джорданвилль, где и был он пострижен с именем преподобного Исаакия Оптинского в 1990 году. Выучил русский, преподавал на нем в семинарии древнегреческий язык. Казалось, все еще только начиналось в его новой жизни... Но вот в 1996 году отец Исаакий скончался от рака.

Вы спросите, но что же особенного было в жизни отца Исаакия? Отвечу: вся семья его, ранее совершенно далекая от Православия, пришла в лоно святой Церкви. Сестра и племянница крестились еще при его жизни, мать приняла святое крещение на восемнадцатый день по его кончине. На свежую могилу своего сына-инока она пришла в белом крещальном одеянии.

Это ли не свидетельство праведности и богоугодности жизненного пути монаха Исаакия? К его могиле часто приходят люди. Особенно почитает его англоязычная братия Джорданвилльского монастыря. Да это и понятно — общность жизненного пути. Ведь про каждого новообращенного можно написать поучительную повесть. Это будет повесть о том, как человек искал Истину и нашел Ее.

А вот другая документальная повесть — о русском человеке, хранившем Истину и сохранившем верность Ей до смерти. Подойдем к его могиле, она скромно прячется в тени деревьев, в самом углу кладбища. Это могила «диакона Григорича». Жизненный подвиг его был сокровенным.

Родился Василий Григорьевич Шипилов в 1928 году на Алтае и тридцать восемь лет провел в советских лагерях за исповедание православной веры: с 1949 и до 1987 года. В списках «узников совести» он значился как диакон Василий. Освободили его с началом перестройки, благодаря просьбам с запада. Только оказался он не диаконом, а простым православным мирянином. А диаконом его в тюрьме прозвали за то, что он переписал от руки Новый Завет.

С 1988 года Григорич (так он представлялся при знакомстве) поселился в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Привезли его сюда добрые люди уже исстрадавшегося, изломанного, искалеченного физически. Он все не мог поверить, что находится на свободе, а не в тюрьме улучшенного режима. Постепенно он оттаял, стал улыбаться, общаться с насельниками обители. Но если внешне он выглядел измученным, то внутренне он был духовно собран, целеустремлен ко спасению. Когда ему показывали достижения западной цивилизации, он говорил, что ему этого ничего не нужно, он хочет лишь спасти свою душу. Молитвенный подвиг его был сверхестественным: иногда братья, ухаживавшие за ним, войдя в келью, находили его стоявшим с молитвословом у красного угла. Причем было видно, что Василий не замечает, что кто-то вошел, настолько он был углублен в молитву. Молитвенный навык привился Василию за долгие годы лагерной жизни: на его коленях образовались мозоли от молитвенного стояния. Скончался Василий 16 августа 1993 года.

...Однако пора возвращаться в монастырь. Но все-таки хорошо, что мы начали знакомство с Джорданвиллем с монастырского кладбища. Ведь память смертная есть главнейшее делание всякого православного инока. Осененные неотмирным светом кладбищенских крестов, продолжим наш путь. Итак — в монастырь.

Думы в пути

Хоть и тихие у нас места, можно сказать, деревенская местность, хоть и недалек путь от монастыря до кладбища и обратно, а все же, когда идешь по нему, нет-нет да и обгонит тебя несущаяся на большой скорости машина. Пешеходной-то дорожки нет, вот и приходится ходить по проезжей части. Конечно, если с молитвой и благословением Божиим путешествовать, то бояться нечего: Господь покроет. Бывали и в Джорданвилле поучительные для христиан случаи, связанные с дорогой и с дорожными происшествиями.

Как-то один брат назначен был работать в коровнике. Кстати, мы сейчас как раз поравнялись с пастбищем. Оно напротив пасеки, с противоположной стороны дороги. А за пастбищем виднеется и коровник. Так вот брат этот решил во что бы то ни стало съездить именно в тот день в больницу, проведать хворого монаха. Ну что ж, дело доброе. Пошел он просить благословения на дорогу у монастырского духовника, архимандрита Киприана. А тот ему благословения-то и не дал, говорит: «Лучше иди в коровник работай». Брат себе думает: «В коровнике-то я еще наработаюсь, но нужно же больного человека проведать». Поехал без благословения и тут же попал в аварию. Машину разбил. Слава Богу, что сам жив остался. Понял он тогда, что благословение духовника — это не просто общеобязательная условность в монастыре, но обладает оно реальной силой.

инок Всеволод (Филипьев)
Свято-Троицкий моанстырь
Джорданвилль, США