Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мысли по поводу

Священник Александр ЧИСТЯКОВ

ПАЛОМНИЧЕСТВО КАК ПОДВИГ

Паломничество есть подвиг благочестия, и его непременной частью должно быть подражание в образе жизни тем святым, которым поклонение совершается. То есть некое с ними не только единодушие желаемое и искомое, и в какой-то степени достигаемое, но и со-подвиг с ними. Если этого в путешествии нет, мы бы паломничеством его не назвали.

Но это не значит, что ездить по святым местам комфортабельным образом нельзя или вредно. Само по себе увеличение скоростей и сопутствующие удобства — лишь изменение внешних условий жизни. Если невозможно путешествовать пешком (как, например, на Соловки ходили по обету босиком) или на лодке, то от путешествий современными видами транспорта отказываться не следует. Просто не нужно при этом считать себя подвижником, гордо называясь паломником.

Лучше побывать на Святой земле, прилетев на самолете, чем пешком туда так и не дойти. Условия подобной поездки тоже нелегки. Так, для немощного архиерея путешествие в Иерусалим или на Афон — это подвиг самый настоящий. И настрадается он не меньше, чем преподобные отцы, ходившие пешком на большие расстояния.

Путешествуя к святым местам, важно не приобщиться духу мира сего, который на этих самолетах и пароходах не только неизбежно присутствует, но и часто организаторами этих поездок культивируется. К сожалению, у них чаще всего отсутствует идея служения и подражания подвигу святых, а главным устремлением является стяжание прибыли.

† † †

Паломничество должно служить для того, в частности, чтобы помолившись в другом месте, нежели в своем храме, посмотреть на себя, свою духовную жизнь глазами монахов монастыря, куда мы отправляемся. Или в свете жития святого, к мощам которого паломничество совершается. Это — словно оценка нашей жизни. Для мирян паломничество не есть образ жизни, а именно некий экзамен. Поэтому путешествия по святым местам не должны занимать большую половину года.

Разного рода автобусные, самолетные и прочие поездки заменяют новообращенным христианам культурные мероприятия, к которым они привыкли в прежней жизни и создают феерию разнообразных впечатлений и вместе с тем — иллюзию какого-то духовного делания. Сопутствующие этим путешествиям разговоры — по виду духовные беседы, а по сути — отчаянное празднословие, в котором все полученное в паломничестве сокровище разрушается. Люди впадают в вольный или невольный самообман. Невозможно и не нужно все время ходить на экзамен. Ведь это — подведение итога.

† † †

Несколько слов об экскурсиях, сопровождающих эти поездки. К сожалению, услышать там что-то полезное и здравое — большая редкость. Многие подвизающиеся на этом поприще поднаторели в свое время в экскурсиях по ленинским местам Ленинграда или, в лучшем случае, по пушкинским местам Пушкинских гор. Тем же самым тоном и с той же самой ловкостью они вам все покажут и расскажут, как привыкли это делать в прежние времена.

Не хочу осудить все экскурсоводческое сословие, но православному человеку не стоит клевать на приманку в рекламном столбце. Надо выбирать тот путь, что стоит дешевле, что является удобнее. И не полагаться ни на какие экскурсионные прелести.

Искренне верующий человек, организующий поездки к святыням, может, и не расскажет своим слушателям много нового, но он будет о них заботиться и не ввергнет их в ересь. Не будет рассказывать того, чего не знает или в чем не уверен.

Когда я трудился на Валааме, там на определенном этапе возникло противостояние между экскурсоводами-профессионалами и верующими людьми, получившими минимальную подготовку в этом деле. Впоследствии от профессиональных экскурсоводов на Валааме избавились. Не по причине их непрофессионализма, а по причине неприятия ими того, о чем они должны были говорить.

† † †

Сейчас все больше и больше устраивается автобусных экскурсий по поездкам к старцам. Они вредны и для тех, кто их устраивает, и для тех, кто едет, и для тех, кто встречает этих людей, которые непонятно что хотят — на живые мощи посмотреть?

Это создает нездоровую обстановку там, где есть человек, духовную силу имеющий.

Сначала ему создается слава, которая ложится на него тяжким бременем и которая может его разрушить. Такие примеры — молодых преуспевающих подвижников, впавших уже в прелесть и ересь, — известны.

Потом эта слава начинает эксплуатироваться в корыстных целях. Этот человек — эксплуататор — уголья себе готовит страшные.

Не нужно ездить к старцам автобусами. К ним ездят люди более или менее духовные за разрешением важных жизненных вопросов: брак, постриг, переезд в другую страну.

† † †

Своим служением в Церкви я обязан паломничеству. Оно было для меня одним из основных образов упражнения в благочестии на протяжении с 1981 по 1995 год. Почти ежегодно я ходил в паломничества по святым местам на парусной лодке «ЯЛ-6». В последние годы по реке ходили с мотором. Мы побывали на островах Валааме, Коневце, в Новой и Старой Ладоге, в Александро-Свирском монастыре. Сначала ходил с товарищами, потом со своими учениками-школьниками, студентами, позже — с прихожанами. Тогда это было сугубо запрещено, в Уголовном кодексе была статья за преподавание религии детям...

Мне предложили организовать паломническую службу Валаамского монастыря. Вскоре я был рукоположен Святейшим Патриархом в сан диакона.

Под небесным покровительством Преподобных Сергия и Германа Валаамских мы не раз молились в небольшой лодочке посреди волн, подобных горам, которые закрывали нам парус от ветра.

В этих паломничествах я проводил по 30-40 дней. Это была как бы другая жизнь. Мы молились в разрушенных скитах и верили, что жизнь в них вернется. Хотя не надеялись, что это произойдет так быстро и при нашем участии.

Замечу, что всеобщим было в этих походах отвращение к мотору, который вносил момент цивилизации и суеты. (Кроме периодов душевного упадка у некоторых матросов, когда они думали, что эта железка может в чем-то помочь). То есть никакой шум и суета внутреннего сосредоточения нарушать не должны. Мы совершали молитвенное правило, читали Псалтырь, жития святых дня или подвизавшихся в обителях, мимо которых проходили. Непременно держали пост, иногда даже строже, чем предписывал устав. При том, что физическая нагрузка была очень большая.

Из таких паломничеств выносишь практическую уверенность в том, что противный ветер или сильное волнение напрасно и без вины человеку не посылаются. И предстательство святых земли русской — это не некоторая культурно-историческая абстракция, но вещь вполне конкретная и определенная.

...Однажды неожиданная бурная погода пригнала нашу лодку и нас в ней с кровавыми мозолями и не надеющихся выгрести и остаться в живых на Тихвинский остров. Там был скит — мы не знали точно какой. Узнали, когда попали... Был день Тихвинской иконы Божией Матери. И, выйдя на остров, мы целовали землю... Это не образ, так оно и было. Потому что кто на море не бывал, тот Богу не молился.

В один из наших походов со школьниками мы застали и первое посещение Валаама духовенством — митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, ныне Святейшим Патриархом.

† † †

Возвращаясь к организации паломнической службы на Валааме, необходимо сказать, что в духовном смысле это было дело трудное.

Братия Валаамского монастыря поначалу считала, что брать плату с тех, кто прибывает на остров, нельзя. Нельзя брать деньги за вход в монастырь. Но стало очевидно, что если этого не будет делать монастырь, то сделает кто-то другой. И монастырь не сможет себя защитить от нашествия людского потока, который надо катехизировать устами православных экскурсоводов, а не прятаться от него и запираться. Так принималось это решение. Была организована паломническая служба Валаамского монастыря, существующая и поныне, принимающая множество паломников и туристов. Возглавляет ее один из участников наших походов.

х х х

Способность или неспособность к подобным внешним паломническим подвигам (эти подвиги, конечно, внешние, но для новоначальных полезные, не бесплодные) является неким показателем духовной жизнеспособности народа в целом. Если раньше сходить в Киев с Урала пешком не было чем-то примечательным, то теперь положение, конечно, другое.

Как-то я посетовал валаамской братии, что мало набирается гребцов в походы, сказал: «Хоть бы на два яла набралось...», мне ответили: «Когда на два яла наберется, тогда будет на Руси Православное царство».

А последние годы и сам уже не могу идти: приходская служба не отпускает. Но надеюсь, что через некоторое время традиция этих походов будет возобновлена.

† † †

От редакции. Очень надеемся, что животрепещущая тема современного паломничества не останется без внимания читателей. Ждем продолжения разговора.

На фото: слева духовник Валаамского монастыря иеромонах Геронтий; справа — начальник Святоостровского (преп.Александра Свирского) скита иеромонах Иоиль и паломники вблизи святого острова.