Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святыня

В ТРУДАХ ПРАВЕДНЫХ

В тридцати километрах к северо-востоку от Пскова среди обширных болот трудами игумена Дамаскина с братией возрождается Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь.

Эта древняя обитель была основана преподобным Саввой, пришедшим в Россию около середины XV века. Родом он был или из Сербии, или с горы Афонской. Желая строжайшего уединения, испросил благословения у своего духовного отца преподобного Ефросина, основателя Спасо-Елеазарова монастыря, отойти в Крыпецкое урочище, пустынное и болотистое место, где обитали лишь хищные звери. Там святой Савва проводил житие в трудах, посте и молитве. Около 1455 года выстроил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Через несколько лет вокруг преподобного Саввы собрались и другие подвижники, образовалась обитель. Слава о дерзновенном угоднике Божием возрастала, и многие спешили к нему за помощью. Особенно полюбился Крыпецкий монастырь псковскому князю Ярославу Васильевичу. Он не пропускал ни одной праздничной и воскресной службы в обители и для удобства проезда проложил через болота деревянный мост длиною в тысячу четыреста сажен. Однажды преподобный Савва духовными очами прозрел, что князь везет к нему больную супругу. Прозорливый старец послал ему навстречу своего ученика со словами: «Грешный старец Савва говорит тебе, князь, не входи с княгиней в монастырь, ибо по преданию Святых Отец не дозволено женщинам входить в обитель иноческую. Если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления». Князь не нарушил традиций иноческих и спешно испросил прощение в нарушении заповеди, которой не знал. Святой Савва, выйдя из стен обители, отслужил с братией молебен и исцелил недужную от болезни.

Было сотворено преподобным и множество других чудес. Уже после отшествия из мира сего старец Савва не раз охранял свою обитель от нападений польских войск, литовской рати, разбойников. В 1547 году при игумене Феоктисте были обретены мощи преподобного Саввы, которые тогда же по чудесам, бывшим от них, и по известию о богоугодном житии старца были признаны Московским собором святыми. Мощи угодника Божия хранятся под спудом в восстановленном приделе преподобного Саввы Иоанно-Богословского храма и являются главной святыней Крыпецкого монастыря.

В этой обители подвизались преподобный Нил (†1555), Столбенский чудотворец, основатель Ниловой пустыни; преподобный Никандр пустынножитель, Псковский чудотворец (†1687). В XVl веке в Крыпецком монастыре проживал известный духовный писатель того времени, составивший Житие преподобного Саввы и других святых, написавший службы многим псковским подвижникам, иеромонах Варлаам. Здесь нашел отдохновение от суеты мира сего крупный государственный деятель, образованнейший человек времен царствования Алексея Михайловича А.Л.Ордын-Нащокин, принявший постриг с именем Антоний (†1680). Приснопамятным благодетелем для Крыпецкой обители явился высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский, знаменитый ученый, друг Г.Р.Державина, автор первого и наиболее полного описания Крыпецкого монастыря († 1837).

Самым известным насельником Крыпецкой обители последнего времени был блаженный монах Корнилий († 1903). В середине нашего века священник Алексей Ионов собрал сведения о его жизни. Он повествует: «С детских лет будущий блаженный инок обладал даром прозорливости, любил брать на себя чужие грехи. В монастыре преподобного Саввы Крыпецкого о.Корнилий нес послушание по сбору пожертвований на монастырь. Собирал обычно больше всех. Но собирал особенно. «Бывало, придет на Талабские острова, — рассказывала его односельчанка, — сядет в какой-нибудь избе под иконы и начнет молиться — поминает усопших. Всех помянет. И откуда он знал имена? Ну, рыбачки и несут ему снетки в благодарность. Ему и ходить не надо». Монах Корнилий имел простой нрав, никого не осуждал, юродствовал. Монастырская братия недолюбливала блаженного инока, его стесняли, завидовали ему, ибо много было у него почитателей. Местные жители вспоминают множество примеров прозорливости старца. Он предсказал свержение царя, последующие бедствия России. Назвал заранее день и час своей кончины, предвидел, что похоронят его неправильно. «А потом, — говорил, — вся Россия заплачет». Но сказал старец и об окончании народных страданий: «Когда тело мое переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России». Никто из братии монастыря не придал тогда значения словам монаха Корнилия. Лишь в 1918 году, когда над обителью нависла серьезная опасность, была предпринята попытка выполнить волю почившего, но тогда совершить перезахоронение не удалось. Вспоминали об этом и в 1943 году, но также безуспешно. Среди почитателей блаженного инока живет твердая уверенность, что в могиле почивают его нетленные мощи и что недалек тот час, когда Господь прославит их чудесами. Эти чаяния очень характерны для русского человека. Великая вера в Промысл Божий скрыта в них. Вера в то, что только праведниками стоит мир и без Правды Христовой не дано ни одному народу устроить свою жизнь».

† † †

С 1990 года обитель возрождается. К монастырю проложена дорога, братия живет своим хозяйством, заново отстраивает обитель.

Единственная могила, сохранившаяся на старинном монастырском кладбище за годы запустений, — место упокоения блаженного монаха Корнилия. В прошлом году его мощи были обретены братией монастыря и временно помещены в храме. Сейчас собираются материалы для прославления инока в сонме русских святых.

Рядом с монастырем — Святое озеро, дно которого монахи выложили в старину мраморными плитами. Сейчас оно нуждается в чистке, но уже известны случаи исцелений от вод этого озера.

Братия рассказывает, что однажды в монастырь пришли военные летчики: их воздушный путь проходил над обителью, и они постоянно наблюдали необъяснимое свечение в этом месте. «Электричество появилось у нас только в этом году. Неведомо, что это было, святые ли мощи источали свет, но летчики уверовали всем экипажем. Теперь у нас в братьях целая летная дивизия».

...Глядя на насельников обители — сильных, трезвых людей с детской чистотой ясных глаз подумалось: «Аль не перевелся еще на Руси мужик... Бог даст, с такими и возродится Россия». Созвучным откликом явилась прочитанная через несколько дней дневниковая строчка Ф.М.Достоевского: «От инока прийдет спасение России».

Помоги, Господи, игумену Дамаскину со братией в трудах их праведных и святыми их молитвами помилуй нас, грешных.

М.Михайлова