Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со-страдание

РЯДОМ С БОЛЬЮ

Сколько существует мир, столько существует и болезнь — следствие грехопадения. Как мы несем ее бремя? По-разному... Как относимся к болящим? Задумаемся. Ведь отношение к занемогшему ближнему может служить прообразом должного отношения христианина к миру, который тяжело болен. Должны ли мы стремиться к обличению, либо к милосердию и любви?

На эту тему мы беседуем с главным врачом больницы Ксении Петербургской священником Артемием Темировым, несколько лет проработавшим в хосписе:

— Невозможно до конца понять страдание, пока мы сами его не пережили. Наш личный опыт дает лишь малое представление о страданиях тяжелобольного человека. Поэтому наши попытки ободрить его часто выглядят ложью. Нужно просто быть с больным, как пишет пастырь и врач владыка Антоний Сурожский в книге «Жизнь. Болезнь. Смерть». Даже недолгое пребывание с искренним соучастием приносит больному облегчение. Оно может служить основой для дальнейшего взаимопонимания.

Не обязательно сразу пытаться передать больному свое отношение к страданию или свою веру. Потом можно сделать и это. Важно — не оставить человека наедине со своей болезнью, помочь нести это бремя.

Ведь чаще всего от нас требуется просто выслушать человека, подать воды, поправить подушку, вынести судно. Мы должны вести себя так, чтобы человек почувствовал: он важен для нас такой, какой он есть. Не надо бояться поговорить и о житейских делах делах. Встречается такое отношение: христианин, желающий ухаживать за больным, видит, что этот человек далек от веры — и интерес к нему пропадает. То есть выбираем людей, подходящих нам, забывая притчу о милосердном самарянине. Так не должно быть. Если мы можем чем-то помочь человеку, надо стараться это делать, и приобретем его для Христа своей любовью. Надо стараться научаться видеть и ценить образ Божий в каждом.

Всем, кого сводит жизнь с тяжелобольным человеком, я бы советовал прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича», где описывается внутреннее состояние онкологического больного.

Преодолеть преграду в общении с больным можно только искренним неподдельным участием. Страдающий человек обостренно чувствует формальное исполнение христианского долга, когда ведется некая «запись добрых дел». Посетитель уходит довольным собою, а больной человек остается со своим страданием.

«Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов», — говорит апостол Павел (Гал. 4,2). Бог никогда не оставляет нас. Но мы должны помнить и то, что милость Божия является через людей. Поэтому Бог и дал нам больных, убогих, нищих, чтобы мы проявляли любовь.

Когда болеешь, хочется, чтобы тебя пожалели, как ребенка. Не надо бояться так отнестись к больному — поступи так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Иногда кажется, что больной человек очень капризен, требует слишком много внимания. Поставим себя на его место: кто знает, быть может, мы были бы еще нетерпеливее и требовательнее. Будем помнить: когда человек страдает не один день, ему кажется, что нет ничего в мире важнее его страданий. И это так и есть на самом деле. Ведь Богу ценен каждый человек, и Господь в Своих страданиях на Кресте вобрал страдания всего мира.

— Батюшка, как должен относиться христианин к медицине?

— Как к проявлению милосердия Божия. «От Всевышнего врачевание», — говорится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 38,1). Существует две крайности. Одна состоит в том, что человек в болезни возлагает все упование на медицину. Другая проявляется в том, что человек совершенно ее отвергает. И то, и другое — неверно. Вот буквально что мы должны делать: «В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя... И дай место врачу... и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 9—12).

Врач — оружие Божьего милосердия, поэтому не должно смущаться, если врач неверующий. Есть много хороших врачей, работающих в официальной медицине. Однако духовную разборчивость нужно проявлять, чтобы не попасть в руки различных лжецелителей, колдунов, экстрасенсов, про которых известно, что они обещают, но не дают исцеления и часто наносят душе непоправимый вред. К ним обращаться, конечно, не надо.

Встречается и отношение к Таинствам Церкви как к одному из методов лечения. Такой подход недопустим.В Таинствах созидается новый человек для жизни вечной, созидается наше спасение. Нельзя это ставить в один ряд с таблетками.

Промышление Божие о каждом человеке различно. Бывает, что болезнь — наказание за грехи, бывает — ограждение от большей опасности или испытание веры. Будем относиться к своей болезни как к поводу для покаяния и смирения, а к болезни ближнего как к возможности проявить любовь и участие.

Внимала Марина МИХАЙЛОВА