Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беда

И СНОВА В БОЙ

г.Печ. Патриархия
В июне прошлого года я побывал в Пече, старинном сербском городе в Косовском крае, где до ХVlll века находилась резиденция Патриарха Сербской Православной Церкви. В двадцати километрах от города лежит исторический Дечанский монастырь, знаменитый своими святынями и своей архитектурой. Осмотрев обитель и поклонившись святым мощам, я возвращался в Печ на такси и разговаривал с водителем-сербом, немного понимавшим по-русски.

Уже тогда обстановка в Косове была тревожной и на улицах городов я часто видел полицейские патрули, вооруженные автоматами. Хотя внешне все выглядело мирно, настроение напряженности ощущалось повсюду, вызывая желание поскорее уехать в более спокойные места. Мой собеседник мрачно сказал, что добром дело не кончится, и с неожиданно посуровевшим взором сказал: «Мы, сербы, отсюда никуда не уйдем!»

Я понимал и разделял его решимость. Косовский край — исконно сербская земля; здесь сердце и основа исторической Сербии. Косово для сербов то же, что для нас Владимирская или Тульская область. Здесь зародилось сербское государство, здесь расцвела в средние века сербская культура, здесь находится, наконец, священное для каждого серба место — поле Косовской битвы, где в 1389 году на долгие пятьсот лет горестно решилась судьба всего народа. В те годы Русь победила мусульман на Куликовом поле, Сербия же потерпела от них страшное поражение. Память о том дне навсегда осталась в национальном сознании сербов.

И сегодня сербы не могут быть равнодушными к судьбе прародительского края, который постепенно заселили соседние албанцы, уже составляющие 90 процентов его населения. Проезжая по Косово, я везде видел минареты и крайне редко — купола с крестами. В косовских городах и селах кажется, будто попал в турецкую провинцию, где почти не слышно славянской речи. На своей прародине сербы стали национальным меньшинством, которому ныне грозит изгнание или уничтожение. Напрасно местный епископ Артемий (Радославлевич) призывает к миру и согласию — албанцы его не слышат, они согласны только на полную независимость Косова от Сербии.

К независимости, на словах отрицаемой, толкает не только Албания, но прежде всего европейские страны во главе с США, которые грозят бомбардировками, если сербы не остановят подавление вооруженного мятежа против целостности своего государства. Угроза применения силы уже подействовала, и к радости мятежников сербы стали выводить из Косова свою армию, прервав успешно проходившую операцию. При помощи НАТО побежденные албанцы становятся хозяевами почти всего края.

Его будущее нетрудно предугадать. Пройдут под международным давлением выборы, на которых албанцы получат власть на местах, и Косово обретет независимость, чтобы тут же объединиться с Албанией. Начнется исход: остатки сербского населения навсегда покинут землю предков, свои села и храмы. Вскоре поднимутся албанцы в соседней Македонии (третья часть жителей) и к ним отойдет другая часть славянской территории. В результате, наряду с Боснией, на Балканах образуется еще одно мусульманское государство.

Война в Косове, как до этого в Боснии, носит религиозный характер, когда антихристианская сила пытается решить свои задачи мусульманскими руками, легкомысленно не принимая в расчет, что завтра эти же руки могут обернуть свое оружие против них. Приведем факты. В результате действий албанцев в Косове пришлось эвакуировать два православных монастыря: мужской в Кориште и женский в Сувареке. Несколько недель держали оборону своего монастыря в Зочиште девять монахинь, вооруженных старыми берданками. Мусульмане вырезают сербов с такой же жестокостью, как русских в Чечне или Душанбе.

От сербов я не раз слышал, что они надеются лишь на Россию, которая всегда их поддерживала в трудные времена. С огорчением внимали они моему ответу, что от России сейчас нельзя ждать ощутимой помощи, и надеятся только на солидарность православных русских людей. Сербы тут же вспомнили наших добровольцев, которые отважно сражались и гибли в Боснии, — имена павших я видел в русской Троицкой церкви в Белграде. Они начертаны на мраморной доске, укрепленной рядом с могилой Врангеля.

В Косове сегодня отчасти определяется ближайшее будущее России: удастся ли в ней стравить мусульман и христиан для торжества секуляризованных сил? Война с гяурами велась в Афганистане. Полыхнуло уже в Средней Азии и Чечне, в Боснии и Косове. На Косовском поле снова, как в далеком ХlV веке, бьются две веры, два мира, два народа. И снова мы стоим в рядах православной рати и ждем на сей раз не поражения, а победы.

Виктор АНТОНОВ, историк