Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Давайте поговорим

О БЕДНОСТИ И БОГАТСТВЕ

ворота "Игольное ушко"
Все мы слышали, что Господь сказал о богатстве: «Трудно богатому войти в Царство Небесное... Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 23-24). Стало быть, стремиться к богатству — это все равно, что стремиться к тому, чтобы стало труднее войти в Царство Божие.

Тут, правда, нужно обмолвиться об «игольных ушах». Это не те «игольные уши», в которые мы продеваем нитки. Во дни Спасителя «игольными ушами» называли небольшие воротца в Иерусалимской стене. На ночь все ворота затворялись, дабы неприятель под покровом темноты не ворвался в город. А что же было делать жителям города, припозднившимся по каким-то причинам и не успевшим до наступления темноты вернуться домой? Вот для них и была сооружена в крепостной стене эта калитка, получившая за свою малость название «игольные уши». Пеший человек проходил в нее свободно, а вооруженный воин на коне проскакать не мог. Верблюд мог пройти — но, действительно, с большим для себя трудом и неудобствами.

Почему же богатому «трудно» попасть в рай? Первый ответ, лежащий на поверхности: у богатых в жизни больше соблазнов, чем у бедных. Многие бедные живут добропорядочно и скромно не по любви к добродетели, а просто потому, что кошелек тощ. А дай им денег вволю — они разгуляются будь здоров! Как многим богатым не снилось... Вообще я бы назвал двух людей, которым, по моему мнению, труднее всего попасть в рай по причине множества искушений и соблазнов, подстерегающих их на жизненном пути. Эти двое людей — красивая женщина и сын миллиардера.

Сейчас едва ли не всякий стремится стать побогаче и покрасивей. Спрашивается: зачем? Милые дамы, я вас спрашиваю: зачем вы гримируете себя помадами и пудрами? Я бы еще понял, если бы вы прихорашивались дома в ожидании мужа, чтоб понравиться ему. Так ведь нет, дома перед мужьями вы ходите растрепанной и в рваном халате — прихорашиваетесь для улицы. А мужья ваши ходят по этим самым улицам и думают: надо же, все женщины вокруг сплошь красавицы — одна моя жена растрепа и неряха! Они ведь не видят, как у себя дома все эти «красавицы» превращаются в таких же растреп. Выходит, что тому единственному, кому вам действительно надо постараться угодить, вы и минутки внимания уделить не хотите.

Плоды таковой дурости у всех перед глазами: крепкой, здоровой семьи в наши дни почти не встретишь. Вместо взаимной супружеской любви в семьях царят взаимные размолвки, недовольство друг другом, претензии, упреки, недоверие, ревность, ссоры... Появилось модное слово: «несовместимость характеров». Что же это в нас такое перестало «совмещаться»? Перестали совмещаться в наших душах вера и добродетель. А стали совмещаться безверие и порок. Любить мы стали не Бога и ближних, а каждый себя и свои прихоти, капризы, порочные влечения.

Однако я отвлекся. Итак, одна из причин, затрудняющая богатому человеку путь в рай — липнущие к богатству грехи. Но есть и другая причина. Тот «богатый юноша» ведь был добродетельным! Стало быть, он хоть богатством и обладал, но грешником не был, когда хранил заповеди. Но именно про него Христос сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» Если не пороки, связанные с богатством, то какая еще причина?

Она заключается в том, что богатый человек часто прилепляется сердцем к своему богатству. Это случилось и с евангельским «богатым юношей». «Юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19, 22) — сказано в Евангелии. От этого и печаль — жалко стало имения! Любовь к имению оказалась выше послушания Богу, Который повелел: «Продай имение и раздай нищим». Трудно продавать, а раздавать еще труднее.

Это все касается не только того «богатого юноши», с которым разговаривал Спаситель почти два тысячелетия назад — это касается нас всех. Большинство церковных людей не обладают сегодня «большими имениями», но представьте себе, что кому-то из нас Господь велит расстаться с пожитками. И пожитки-то скудны, а с ними ведь расстаться будет трудно и жалко! Нам часто для Бога и во славу Его не то что «имение», — какую-нибудь сущую мелочь бывает не оторвать от сердца.

Но встает вопрос: зачем же это Господь предложил юноше столь трудноисполнимое требование? Неужели Он захотел онесчастить, обездолить этого бедолагу, лишив его всего имущества? Очевидно, что нет. Если по жизни ведет Господь, так Он никогда не ведет от хорошего к плохому, но всегда от худшего к лучшему. Значит — исполни юноша повеление Господа, ему сделалось бы не хуже, а лучше. Нам это может показаться вовсе странным: как может быть лучше, когда был богатым и вдруг стал бедным? Иные люди пулю в лоб себе пускают, попадая в подобную ситуацию...

Это еще раз подчеркивает, до какой степени мы обезверились и заблудились. Смотрим на все глазами временного своекорыстного интереса. А посмотри-ка на эту же ситуацию из вечности: осложнился ли для тебя путь в рай с потерей твоего «имения»? Или наоборот, теперь-то только и вздохнул облегченно, ибо гораздо легче стало жить для вечности...

Почему еще богатому «трудно» спастись? Кроме грехов, липнущих к богатству, есть еще третья причина. Она заключается в том, что богатому гораздо труднее, чем бедному, служить Богу: его от служения Богу постоянно отвлекает служение своему многочисленному «имению». Кроме Бога ему надо служить еще своему гардеробу — обновлять его. Своей квартире — благоукрашать ее. Своему автомобилю — поить его дорогим бензином. Своей породистой собаке. Своему аквариуму... Да мало ли еще чему...

Даже и не «большое» имение требует служения. Возьмите знакомую многим ситуацию: приобрел человек в садоводстве земельный участок, стал собственником. И что дальше? А дальше этот горе-собственник начинает верой и правдой служить своей собственности — гробит на этом куске земли свое здоровье, время, силы, деньги... Становясь собственниками вещей, люди, сами того не замечая, часто превращаются в их рабов — верных и покорных рабов, отдающих на служение своим вещам всю жизнь без остатка.

Собственник — очень несвободный человек, причем чем крупнее его собственность, — тем менее он свободен. Многие сегодня хотят завести свое дело, иметь свой бизнес. Знали бы эти люди, к какой «головной боли» они стремятся! Богатому не только в «Небесное Царство» трудно войти, но и на земле обрести и поддерживать в себе душевное равновесие очень трудно. Обрастая вещами, мы, одновременно с этим, обрастаем возможными тревогами, страхами, переживаниями, волнениями и проблемами. Вещей становится все больше, а радости в жизни, покоя в душе — все меньше.

В древности люди придумали хитроумный способ побеждать диких животных, которые были физически сильнее их. Этим способом забивали даже огромных, могучих мамонтов. Для этого древние охотники выкапывали большую глубокую яму. Сверху эту яму покрывали настилом из тонких стволов и прутьев, а на прутья укладывали слой дерна с зеленеющей травкой. Посреди этой привлекательной лужайки клали кучу сочных стеблей — любимую пищу мамонтов. Мамонт устремлялся к лакомству и проваливался в яму.

Такого рода ловушки расставлены врагом рода человеческого, диаволом, и по наши души. Кого-то он подталкивает к «яме» рюмочкой, кого-то короткой юбочкой, другим внушает любовь к наркотикам... И мы, ротозеи, сплошь да рядом уловляемся на эту диавольскую хитрость и оказываемся в жизненной западне. Богатство — одна из таких «ям», если не возыметь к нему должного, православного отношения.

Каково же правильное отношение к богатству? Католический мир решил этот вопрос достаточно прямолинейно: раз сказано, что богатство затрудняет путь в рай, значит надо стремиться к бедности. Протестантский мир остановился в данном вопросе на противоположной точке зрения. По мнению протестантов, «стремиться стать бедным — все равно, что стремиться стать больным». С православной точки зрения, богатство само по себе — ни грех, ни добродетель. Ни стремиться к нему не надо, ни бежать от него не надо. Идти к богатству «по чьим-то головам» — это, безусловно, грех. Но и отказываться от законного богатства — тоже грех.

Как же по-православному отнестись к богатству? Отнестись, как к дару Божию, вверенному тебе во временное распоряжение, дабы ты распорядился им во славу Божию: кормил нищих и убогих, одевал нагих, содержал храмы Божии, монастыри, странноприимные дома, приюты для престарелых одиноких людей и брошенных детей, — одним словом, отдал свои избытки туда, где есть нужда и недостаток. И те богатые люди, которые так мудро и богоугодно своим богатством распорядятся, конечно же, обретут милость в очах Божиих. Да и люди таких богачей полюбят.

Сейчас ведь отчего злятся на богатых «новых русских» и завидуют им? Главным образом, оттого, что они жируют, купаются в роскоши — когда рядом люди ищут кусок хлеба на помойках. Помоги им, Бог, этим «новым русским», вернуться к старому русскому воззрению на богатство. Я еще успел застать в живых поколение старых русских людей, своими глазами видевших революцию. Они рассказывали мне, что даже в то время всеобщего озлобления бедных против богатых хорошие, добрые господа были укрываемы от лютых комиссаров своими же слугами. Между настоящими православными бедными и такими же православными богатыми людьми никакого противоречия никогда возникнуть не может, да и не возникало.

Обращаюсь ко всем русским людям — и богатым, и бедным. Жизнь наша и сложна, и противоречива. Но многие жизненные проблемы нашего времени могли бы быть достаточно быстро и безболезненно устранены, если бы все мы, и богатые, и бедные, возымели в своих душах православное отношение и к своему богатству, и к своей бедности. Если богатые научились бы по-православному мудро и богоугодно тратить свое богатство на дела милосердия, если бедные перестали бы завидовать богатым, какое облегчение получили бы все по дороге к раю!

священник Александр ЗАХАРОВ,
настоятель церкви Богоявления Господня
на Гутуевском острове