Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

ПО ЖИТИЮ МАРФЫ И МАРИИ

из разговора с духовником Псковского Снятогорского монастыря архимандритом Ермогеном (Муртазовым)

Для того, чтобы в стране жилось благополучно, ее устроение должно быть подобно согласному сестринскому житию Марфы и Марии. Государственная жизнь как одна из сторон внешнего делания не должна противоречить внутренней — Церковной — жизни. А нам, пастырям, надо приучать людей к терпению и смирению, однако не запугивать их.

Глубоко ошибаются те, кто думает, что Россию Господь оставил. Все, что происходит у нас, вовсе не свидетельствует о том, что Господь покинул Россию. Евангельская закваска работает, тесто вскисает. Поэтому всегда, каждый день и час, надо быть верующим, ходить пред Богом, иметь благодушный настрой и надеяться на лучшее. Мир стоит на праведниках, на Божиих угодниках, и Россия в этом смысле самая устойчивая.

У нас много сокровенных, внутренних подвижников. В Оптиной пустыни, на Валааме, в монастыре Семеона Верхотурского и в других монастырях живут по афонскому уставу, молятся ночью. А ночная молитва имеет особую силу.

Живы старцы и старицы, которые принимают народ, утешают его, молятся за всех, дают душеполезные советы. Им дадено решать те вопросы, который подчас не в силах разрешить приходские священники.

Красноречивый пример. Бывает, что родители проклинают детей. «Будь ты проклят!» — бросают они вслед сыну или дочери, не сознавая, что это очень серьезно. Проклясть — значит предать сатане. Как снять с человека это проклятие? Бывали случаи, когда проклятые дети через некоторое время умирали. Одна такая история была недавно опубликована. Сын просился у матери благословить его к принятию монашеского пострига, а мать вместо благословения послала проклятие ему в спину. Сын ушел, думая, что делает Божье дело, поступил в монастырь, даже стал иеродиаконом. Все как будто сложилось как нельзя лучше. Но в молодом возрасте монах скончался, и после кончины стал являться братии на амвоне. Многие слышали его пение: «Вскую Ты отринул меня от лица Твоего свете незаходимый. И покрыла мя чуждая тьма, окаянного...» Являлся он обычно после всенощной, через некоторое время пропадал.

Нужно было что-то предпринять, как-то разрешить это недоумение. Послали запрос к архиерею, а тот велел найти родню. Мать еще была жива, ей исполнилось 90 лет. Старушку расспросили о сыне, и она рассказала о проклятии. После монахи выкопали останки своего собрата, прочли молитву, окропили кости святой водой и снова похоронили. Более иеродиакон не появлялся.

Приведу еще один пример. Среди верующих сейчас много людей, которые страждут душевными болезнями, или одержимостью. Надо понять причину одержимости, найти ее корни, установить, от чего она происходит. Очень часто Господь посылает такое наказание за аборты. Даже если человек каялся, скорее он не понес никакой епитимьи за этот разбойничий грех, и Господь послал одержимость как суровое средство очищения. Часто беснование посылается за великую гордость или еще за какие-то страсти.

Во времена святителя Иоанна Златоуста жил монах, который вроде бы во всем был хорош, но страдал от заносчивости и гордыни. И старцы стали молиться, чтобы Господь «ими же веси судьбами» исправил его. Но по попущению Божию монах стал бесноватым. А в то время в каждом монастыре было несколько человек, которые имели настолько сильную благодать, что могли воскресить мертвого. Бесноватый монах стал ездить по монастырям, но никто, даже благодатные старцы, не могли ему помочь. И монах написал святителю Иоанну Златоусту. Тот ему ответил: «Это все тебе на пользу. Когда ты был здоров, то ты превозносился, был привередлив к пище. А сейчас пост и молитва для тебя — единственная отдушина. Поэтому терпи. Если вытерпишь до конца, будешь приравнен к мученикам».

К таковым средствам искупления Господь прибегает и сейчас. Есть болящие люди, которым предначертано до конца дней своих мучиться на земле, чтобы не испытать вечной муки в аду. Им не суждено получить исцеление в этой жизни. Но, понимая это, им надо помогать и отчитками, и частым приобщением Святых Таин, и паломничествами к святыням. Главное, сам человек должен осознать, за что он терпит и принять это как крест.

Бывает и родовое проклятие от Бога. Я знал одну матушку, у которой один за другим трагически погибли семь братьев. За что, спросите? Оказалось, что их дед вместе с друзьями однажды убил невинную девушку. А грех родителей, если он не раскаян, наказывается до четвертого колена. Как помочь таким людям? Надо исповедоваться не только за себя, но и за предков своих. К сожалению, многие современные священнослужители не понимают таких вещей. Надо найти такого священника, кто примет эту исповедь. Человеку надо осознать, что его личный грех часто имеет корень в наследственности. У нас три поколения воспитывали в безбожии, поэтому иногда человеку так трудно прорваться к Богу.

Мне приходилось не раз принимать исповедь детей за родителей и родителей за детей, причем и за живущих, и за умерших. Бывает, зовут принять исповедь у глухонемого или парализованного человека. Как его причащать, если он исповедоваться не может? Я спрашиваю жену или мужа: как человек молился, как постился, какими грехами согрешал, изменял ли супругу, честно ли работал, не хулил ли веру? И после таких расспросов читаешь над человеком разрешительную молитву.

Так поступать надо и в отношении умерших. Есть свидетельства из того мира, что умершим полезно, когда их родные приносят за них покаяние. Но не только на словах, но и на деле, стараясь жить свято.

Пока не свершился Страшный Суд, не все еще потеряно. Все находится в движении. В духовной жизни все живо, все едино: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». Конечно, такое общение поверх границ земного бытия доступно лишь старческому деланию, не всякий священник должен и может взваливать на себя этот крест. Тут необходимо особое благословение.

Нужно различать назначение старца и духовника. Старец от Духа действует, а духовник в первую очередь должен исполнять букву закона. Он — только свидетель. Когда человек кается, ему должно только помогать, а не выпытывать. Если грех еще не раскаян до конца, а священник начнет расспрашивать о подробностях, особенно касающихся плоти, то он сам может рано или поздно свалиться в яму. Так что во всем надо следовать правилу: «Блюдите, како опасно ходите». Потому что даже подвижник, даже старец высочайшей духовной жизни не должен для человека занимать место Христа. Так под видом добра может прокрасться великое зло.

Никогда не нужно отчаиваться, не нужно опускать руки. Необходимо надеяться и помнить, что до последнего Суда еще есть время исправиться.