Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
13
«Ангел во плоти», «небесный человек» — так мы ублажаем святых, делая ударение на первом слове. Но для нашего спасения необходимо остановиться и на второй части молитвенного призывания в разговоре о телесных болезнях святых. Прежде было не принято подробно описывать болезни на страницах житий. Но в материалах к канонизации святых, относящихся к ХХ веку, особое внимание обращает на себя то, что телесные болезни стали общим крестом подвижников последних времен. И знание об этом не мешает, а наоборот, помогает чтить их память. Например, любовь и почитание преподобного старца Амвросия Оптинского стали живее и конкретнее после прочтения его писем к близким людям. В них он сетует на то, что даже при крайнем физическом истощении, в полуобморочном состоянии, ему приходится принимать «народные толпы». Составитель пространного жития преподобного архимандрит Агапит не побоялся подробно описать многочисленные немощи старца.
Может возникнуть вопрос: а зачем включать в жития подробности болезней? Это ведь неприятно, это снижает ореол святости. Тогда зададимся таким вопросом: что такое святость? Разве святость предполагает исчезновение из земной жизни? Нет. Путь к святости — это успешное преодоление греха, преображение человека.
И нам, грешным, для того, чтобы почувствовать высоту святости, важно ощутить близость к преподобным отцам и матерям через общие немощи. Даже описание того, как лечили подвижников доктора, какие препараты им прописывали, приближает нас к ним. Таким путем мы делаем поразительное открытие: оказывается, святые были, как и мы, плоть носящие человеки, но они смогли принять крест болезни как крест Христов. Преподобный Амвросий говорил: «Жестокие телесные болезни гораздо тяжелее скорбей. Ибо в скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжелой болезни телесной он подчас и этого утешения бывает лишен».
Если задаться целью составления по русским святцам списка болезных страдальцев, он будет очень длинным. Но не только русские святые, и не только в последние столетия истязались болезнями. Еще апостол Павел писал: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в совершается в немощи» (2 Кор. 12, 7-9).
† † †
От апостольских времен и до сего дня подвижники преодолевали болезни отказом от саможаления. Святитель Феофан Затворник емко выразил большую значимость телесной немощи для православного христианина: «Где кончается саможаление, начинается спасение». Святые принимали болезни как источник для смирения. Поэтому они даже радовались болезням и просили Бога не отнимать их. Исцеляя людей, сами они часто были пожизненно прикованы к постели, слепы, горбаты, хромы... Такое состояние не давало возможности надеяться на свои силы, свои подвиги. В житиях подвижников удивляет то, что и при тяжелейших недугах они не оставляли ни поста, ни молитвенного бдения, ни доброделания, ни физических трудов. Они не дорожили сей временной жизнью. И — диво дивное — Господь даровал многим таким страдальцам долголетие, а иногда и чудесную победу над болезнью. Например, преподобный Силуан Афонский долгие годы мучился страшными головными болями, но они не мешали ему молиться за весь мир. Обременены были многими болезнями и недавно отшедшие в мир иной праведники — блаженная Любушка и Митрополит Иоанн.
В плоти святых, в их теле, которое стало жилищем Духа Святого, действовали особые законы. Врачи говорили о преподобном Амвросии: «Если бы речь шла об обычном больном, умер бы через десять минут, а тут может и десять лет прожить».
† † †
Святые для нас — «ангелы во плоти». Но нужно помнить, что многих из них плоть мучала не меньше, а может быть даже и больше, чем нас, грешных. Но они вышли победителями в схватке с духом уныния, с духом раздражительности, разленения и саможаления. Собственное страдание неизменно подвигало их к состраданию людям. И ныне слышат они всякого страдальца, «взывающего к ним день и ночь».
Людмила ИЛЬЮНИНА