Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Воскресшие имена

ЗАБЫТЫЙ ПИСАТЕЛЬ
В.А.НИКИФОРОВ-ВОЛГИН

Святые подвижники, старцы не чуждались яркой образности русской классической литературы. Особенно ценили они тех художников слова, которые выражали в своих произведениях традиционные духовные ценности.

В ХХ веке целая плеяда русских писателей встала на защиту Православия, стараясь через свое творчество передать любовь к вере отцов новому поколению. Среди них особое место занимает В.А.Никифоров-Волгин. И потому, что его произведения посвящены одной теме — незыблемости евангельских истин во все времена, и потому, что за возглашаемую им правду об исповедниках Христовых он сам принял мученическую кончину. Ныне произведения Никифорова-Волгина возвращаются русскому читателю.

Из г.Нарвы, где прошла почти вся жизнь писателя, мы получили от Л.И.Фоминой не переиздававшиеся с 1920-х годов рассказы и другие материалы, которые могут помочь составить живой портрет Василия Акимовича Никифорова-Волгина. Фотографии нам раздобыть не удалось.

† † †

Родился писатель 6 января 1901г. в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии на Волге в семье сапожника из крестьян. Вскоре после рождения Васи семья Никифоровых переехала в Нарву, где тогда половину населения составляли русские. Семья была большой: кроме Васи — четыре дочери и два сына. Жилось трудно, работала одна мать-прачка. Жили в одной комнатке, в холодном и сыром мансардном помещении, часто голодали. Как вспоминал друг В.Никифорова С.Рацевич, Васю с детства отличала сильная тяга к знаниям и любовь к книгам. Будущий писатель смог закончить только церковно-приходскую школу; впоследствии выдержал экстерном экзамен в седьмой класс Нарвской русской эмигрантской гимназии, но продолжить образование не смог — не было средств. Оставался один путь — работать и учиться самостоятельно, и юноша серьезно занялся самообразованием.

В.Никифоров, с детства хорошо знавший православное богослужение и обладавший высоким голосом, устроился псаломщиком в нарвский Спасо-Преображенский собор. Он проработал здесь до весны 1932г. Никифоров любил еще до службы забираться с блокнотом и карандашом в укромный уголок церковной сторожки, слушать и записывать то, о чем говорили между собой богомолки, а также случайно заходившие сюда погреться и поговорить люди. Острые словечки, народные обороты речи позже оказывались в его рассказах.

Регулярная литературная и журналистская деятельность В. Никифорова начинается с 1923 года. В 1927 г. приходит и первое признание: на конкурсе молодых авторов, проведенном старейшим русским литературным объединением в Эстонии — Литературным кружком в Таллине, первая премия была присуждена рассказу В.Никифорова-Волгина «Земной поклон».

Писатель живо интересовался новейшими течениями в русской зарубежной философской мысли и принимал участие в деятельности Религиозного студенческого христианского движения. Он участвовал в 1929-1930 гг. в съездах РСХД, проходивших в Печерском и Пюхтицком монастырях.

К середине 1930-х годов Никифоров-Волгин стал известным писателем. Игорь Северянин посвятил ему сонет:
Ему мила мерцающая даль
Эпохи Пушкина и дней Лескова.
Он чувствует Шмелева мастерского,
И сроден духу родниковый Даль.
Деревню ль созерцает, города ль,
В нем нет невыносимо городского:
Он всюду сын природы. В нем морского
Мороза хруст, что хрупок, как миндаль.
В весенний сад, что от дождя заплакан,
Выходит прогуляться старый дьякон
И вместе с ним о горестном всплакнуть...

При установлении в 1940 году советской власти в Эстонии были закрыты все русские общества, организации, газеты. Многие писатели и деятели культуры репрессированы. 15 мая 1941 г. состоялась свадьба В.А.Никифорова-Волгина и М.Г.Благочиновой,а 24 мая писатель, работавший тогда ночным сторожем на судоремонтном заводе, был арестован органами НКВД. По воспоминаниям современников, он предчувствовал свой арест, ждал его.

Протокол допроса обвиняемого Никифорова В.А. 26-27 мая 1941 г.

— В каких газетах Вы сотрудничали?

— «Нарвский листок», «Вести дня», «Русский вестник», «Сегодня». В журналах: «Перезвоны», «Новь», «День русской культуры», «Иллюстированная Россия».

— В каких контрреволюционных партиях и организациях Вы состояли?

— Я состоял в следующих организациях: «Русский национальный Союз» с 1930г., «Христианский Союз» с 1922г., спортивное общество «Витязь» с 1937г., Нарвское общество «Святогор», Нарвский литературный кружок при Русском общественном собрании, Таллинский литературный кружок, Союз взаимопомощи бывших служащих и участников Северо-Западной армии, был почетным членом таллинского литературного кружка при обществе «Витязь».

— Какие имеете печатные издания?

— Издал книги «Земля именниница» и «Дорожный посох».

Собственноручные показания Никифорова В.А. 11 июня 1941 г.

...Я состоял членом местных общественных и культурно-просветительских обществ. Так, в 1926г. в Нарве стало развивать свою деятельность Русское Христианское Студенческое Движение. В течение года (может быть полутора) я состоял членом Движения. В целях создания более крепкого оплота против антихристианского движения и объединения молодежи на евангельских основах в г.Печоры, а затем и в Пюхтицком женском монастыре устраивались ежегодные съезды. На них присутствовали представители религиозных объединений Парижа, Берлина, Праги, Риги, Гельсингфорса и др. С докладами и лекциями выступали профессора и духовные лица из Парижа. В докладах и лекциях говорили о гонениях на христианство в Советском Союзе. На первых порах это движение увлекло и меня. В своих газетных статьях и в журналах я помещал свои статьи и отчеты с явными симпатиями к этому движению. В течение 10 лет я уже не имел никакого отношения к этой организации и почти не встречал его членов...

С началом войны В.Никифоров-Волгина этапировали в г.Киров (Вятку), где в августе 1941 г. приговорили к расстрелу по 58-й статье — за «принадлежность к различным белогвардейским монархическим организациям, издание книг, брошюр и пьес клеветнического антисоветского содержания». Приговор был приведен в исполнение 14 декабря 1941 года. Официально реабилитирован В.А. Никифоров-Волгин был лишь в 1991 году...

† † †

По воспоминаниям близких людей Василий Акимович был удивительно добрым, сердечным, отзывчивым человеком, который ни с кем не ссорился, старался никого не обижать. Сестры рассказывали, как однажды в жестокий мороз Василий отдал на улице нищему свою шапку и зимнее пальто, сказав при этом: «Жаль человека — мерзнет, а я уж как-нибудь проживу». Но главное — автор «Дорожного посоха» был глубоко верующим человеком. По искреннему убеждению писателя, основой человеческой морали может быть только религия, вера в Бога. На ней держится наша жизнь, без нее люди превращаются в зверей. Только на вере, на христианском учении могут основываться программы преобразования человеческого общества и личности.

Отсюда важность Церкви и духовенства как носителей веры. По Никифорову-Волгину, священнослужители — это страдальцы, мученики за веру, люди подлинных идеалов. Они — те, кто не дает нам превратиться в зверей.

Революция для писателя — страшная, злая и всеразрушающая сила, жестоко и беспощадно сметающая старый мир. Спасение же обретается только в возврате к вере, к Богу. Главное — в «революции нашего духа», в преображении нашей русской души, где накопилось так много скверны.

По своим убеждениям В.Никифоров был консерватором. Его любовь — это «лапотная, странная, богомольная Русь», Русь богатырская, кондовая, неразрывно связанная с Православной Церковью, с царем, с древними русскими традициями, обрядами, обычаями. Она гибнет, уничтожаемая революцией, и писатель горестно оплакивает ее. Его надежды только на то, что невозможно большевикам уничтожить всю Русь: «Тот народ спасет Россию, который глубоко сохранил в своей памяти образ тихого, ласкового и печального Бога-Христа!.. Эта Русь, этот народ-печальник, народ-богоносец спасет всех нас. Ни Троцкий, ни Луначарский, ни Горький, ни Маркс, ни иностранцы, ни Милюковы, ни социалисты и монархисты спасут Россию, а «глупая», наивная вера «выживших из ума» стариков».

Никифоров-Волгин отрицал не только революцию и большевизм, но и современную цивилизацию в целом с ее модой, сенсациями, конкурсами красоты, биржевиками, выборами, жаждой наживы. Современный мир сверхполитизирован, и политика уже вытесняет нравственность. Сам он, хотя и был членом Русского национального союза и монархического «Братства Русской правды», никогда не принимал активного участия в политической жизни русских в Эстонии и вообще чуждался ее. Он с сочувствием цитировал И.Ильина: «Для того, чтобы одолеть революцию и возродить Россию, необходимо очистить души — во-первых, от революционности, а во-вторых от черносотенства... Россия созидалась и крепла тихими Сергиями, утешными Серафимами, кроткими Алешами Карамазовыми и подобными им».

С.Г.Исаков, профессор Тартусского
Государственного Университета, Эстония.

Дорогой читатель, у Вас появилась возможность познакомиться с рассказами писателя, не вошедшими в книги. В конце 20-х годов они были опубликованы в газете «Нарвский листок».