Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Из праха

...И МАТУШКА ИХ СОФИЯ

Первой женской обителью в Петербурге явился Воскресенский Новодевичий монастырь, что на Московском (Забалканском)пр.,100. Здание монастырской церкви Божией Матери Казанской в 1992 году было возвращено Церкви. Два года назад эти стены обрели первоначальное предназначение. Сейчас в обители подвизаются семнадцать сестер. Об особом служении городского монастыря мы беседуем с настоятельницей Новодевичего монастыря матушкой Софией:

— Когда человек принимает монашество, он заведомо не ищет легкого пути, идет не за легким крестом. Так, свои трудности испытывает и инок, подвизающийся в городской обители.

Монастыри создавались в городах и до революции, сейчас они здесь воссоздаются. Существует глубокий смысл их устроения в центрах цивилизации. Ведь если христианство — свет для мира, то монашество — свет для христианства. Поэтому и в городе должны быть места, приходя куда, человек бы понимал, что существует мир иной.

Но мы должны стараться избегать двух крайностей.

Во-первых, не брать на себя непосильного креста просвещения всех и вся, участвуя во всех церковно-общественных мероприятиях, стремясь к активному общению со всеми средствами массовой информации. Э

то очень опасно для вновь постриженного инока, еще не стяжавшего благодати Духа Святаго. Ведь монаху, в отличие от священника, не вменяется в обязанность служение словом, проповедью. Его главное послушание — служение миру молитвой. Чем более инок очищает свою душу, свой ум молитвою, чем более он входит в меру возраста Христова, тем ощутимее становится свет, который и должен светить миру.

Другая крайность, которую нам хотелось бы избегать, — чрезмерное уединение от людей, приходящих в монастырь. Попадая в обитель, мирской человек жаждет доброго слова, соучастия, внимательного отношения. Да и где же еще он может быть обрести духовную поддержку, как не в монастыре?

До революции в Новодевичем монастыре существовала традиция посильного служения миру. При обители были детский приют, школа, богадельня, больница. В 1918 году, когда кругом все рушилось, последняя настоятельница обители, игуменья Феофания создала Детский союз. Со временем хотелось бы все это возродить.

По благословению Владыки у нас открыта небольшая богадельня. Сейчас здесь живут девять бабушек, которые не имеют жилья и не получают пенсии. Христа ради мы их приняли.

Подобное посильное нам служение не в ущерб молитве хотелось бы продолжать и расширять. В монастыре совершается поминовение на Псалтыри. Каждый приходящий к нам крещеный человек может расчитывать на нашу молитвенную помощь.

— Матушка, Ваше светское образование — юрист. Объясните, пожалуйста, как соотносятся в истории человечества закон Божий и законы, писанные человеком?

— Необходимо сказать, что Церковь всегда уважительно относилась к закону и самой идее правового устроения государства. Святой и великий законодатель Иустиниан в своих дигестах говорит о том, что царь (или обобщенно: государство) должен заботиться о правилах отношений земных, а Церковь печется о душах и спасении людей.

Византийское правотворчество, опыт православной Руси говорят нам о том, что законы создавались с учетом церковного права. Те вопросы, которые соприкасались со спасением души человека — бракосочетание, вероисповедание, медицина, погребение и т.д. — традиционно регулировались Церковью.

Нынче государство провозглашает себя светским и вторгается в эту сферу. Церковное право попирается, и это вызывает серьезные опасения. Вопросы семейных отношений, усыновления, трансплантации человеческих органов, — то, что ничтоже сумняшеся относят к сфере сугубо светского права, забывая, что затрагиваемое здесь — суть отношения между Богом и человеком. Кем они могут регулироваться? Ответ очевиден. Это не значит, что государство должно совсем отойти от решения этих вопросов, современные реалии не таковы. Но оно должно учитывать опыт дореволюционной России, других православных государств, воспринять церковное право.

Разговор о святынях Новодевичего монастыря мы начали с обретения обителью честных останков архиепископа Илариона(Троицкого), прославление которого готовится Священным Синодом:

— Еще когда мы жили с сестрами в миру, то часто ходили к могиле Владыки на Новодевичем кладбище. Молясь там, всегда чувствовали его чудесное покровительство над этим местом и, наверное, над жизнью каждого из нас. Перенесение мощей, ставшее большой радостью для сестер обители и тех, кто чтит память Владыки, знаменательно состоялось в день памяти Святой Равноапостольной великой княгини Ольги, стоявшей у истоков Крещения Руси.

И Владыка Иларион является словно духовным отцом для нашей возрождающейся обители, да и всего города, пожалуй.

Его жизнь прошла в Москве, но окончить земной путь Господь судил здесь. В его погребении в 1929 г. участвовал ныне уже прославленный священномученик Серафим (Чичагов). При открытии честных останков все почувствовали необыкновенную благодать, обретение было проникнуто тихой радостью. В значительной степени сохранились Евангелие, панагия, облачение, принадлежавшие свм.Серафиму. В скором времени эти святыни будут открыты. А мощам Владыки уже можно поклониться в нашем храме. Пока до официального прославления мы свершаем еженедельно панихиды.

...Главный образ нашего храма — Казанская икона Божией Матери, находившийся прежде в одном из упраздненных монастырей. В советское время образ хранился в служебном помещении Никольского собора. От времени и копоти изображение потемнело. После принятия решения о передаче иконы Новодевичему монастырю образ чудом обновился.

По средам сестры читают пред ним Акафист.

Наш храм — третий в городе после Казанского и Князь-Владимирского соборов, посвященный досточтимой святыне Русской земли — Казанской иконе Божией Матери. Мы рады, что петербуржцы узнают о нашей обители, в дни празднования этой великой святыни приходят теперь и к нам.

На монастырской земле находится знаменитое прежде Новодевичье кладбище. Оно очень пострадало в советское время, но многие захоронения известных людей сохранились. Здесь обрела последнее пристанище чудная странница Дарьюшка.

Освободили мы из-под асфальтового спуда могилу первой игуменьи Новодевичьего матушки Феофании.

В конце октября будем отмечать юбилей обители: 150 лет со дня закладки первого храма монастыря — деревянной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Надеемся, что на праздник придут богомольцы — поддержать нас молитвами и трудами. Забот у нас много, и мы с радостью встречаем всех, кто хочет и может потрудиться.

Поздравляем матушку Софию с днем Ангела. Многая лета!

Марина МИХАЙЛОВА