Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святыня

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР ВЕРНУЛСЯ

Год назад, приняв управление Александро-Свирским монастырем, игумен Лукиан (Куценко) благословил инокиню Леониду (Сафонову) на работу в архивах с целью выяснения подробностей исторических судеб обители, и, главное, для поиска святых мощей великого подвижника земли русской преподобного Александра Свирского.

Инокиня Леонида, насельница Покрово-Тервенического монастыря, духовником которого является игумен Лукиан, в миру достигла ученой степени кандидата биологических наук, работала старшим научным сотрудником НИИ им. Пастера. Промыслом Божиим именно ей суждено было отыскать мощи преп.Александра, потому что работа в архивах потребовала умение аналитически мыслить, а позднее, когда мощи уже были найдены, и медицинская осведомленность для того, чтобы квалифицированно разговаривать с экспертами. Ее общение с неверующими учеными-специалистами было свидетельством горячей, святой веры, благоговения и любви к святому Александру.

— Как Вы искали мощи преп.Александра и как пути поисков привели вас в Военно-Медицинскую Академию?

— Сначала я обошла все исторические и этнографические музеи города, просмотрела их архивы, потому что существовали слухи, что мощи могут находиться в музейных фондах. Слухи не подтвердились. Потом я долгое время работала в архивах города.

Подсказку дал один документ из Центрального исторического архива, который свидетельствовал о том, что мощи святого преподобного Александра Свирского проходили медэкспертизу в подотделе Наркомата Здравоохранения в феврале 1919 года. Было найдено и распоряжение НКВД, запрещающее уничтожение мощей. Когда у нас на руках появились эти документы, мы начали поиски по медицинским музеям города. В Военно-Медицинской Академии (бывшей Обуховской больнице) почти 150 лет существует анатомический музей. Там, по словам очевидцев, еще в 40-е годы демонстрировали на лекциях «пример естественной мумификации». Познакомившись по документам с личностью заведующего кафедрой нормальной анатомии В.Н.Тонкова, в ведении которого находились мощи, я убедилась в том, что они не случайно попали именно в ВМА. Вероятно, Тонкову удалось сокрыть мощи, потому что им не было присвоено никакого инвентарного номера при всей каталожной скрупулезности работников данного музея. Тонков был человеком очень влиятельным, лично знакомым с Лениным. Важно отметить, что он долго служил в царской армии, дойдя до генеральского чина.

Итак, 30 декабря 1997 года, посетив ВМА, мы увидели мощи преподобного Александра. А потом начались длительные экспертизы.

— Какие были проведены экспертизы и зачем они были нужны?

— Экспертизы потребовались для того, чтобы рассеять всяческие сомнения и со стороны ученых, и со стороны верующих почитателей преподобного Александра. Вначале экспертиза проходила в самой ВМА, а потом в судебно-медицинской экспертной службе Санкт-Петербурга.

В первую очередь было доказано, что ни о какой искусственной мумификации не может быть и речи. Все эксперты были поражены целостью мягких покровов: сохранились все ткани лица, хрящевые части носа, не изменилась его форма. Удивил экспертов и общий аскетический вид мощей.

Для индентификации любых мощей, обретаемых сегодня вторично, очень много значит описание их при первом обретении. В 1641 году было засвидетельствовано: «Лицо преподобного казалось не мертвым, как у других людей, а как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога». В том же описании было отмечено особенное положение ног святого: «Обе ноги лежали как у недавно почившего — правою ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону», или, говоря научным языком, «правая стопа опирается на свод левой». Важной подробностью для экспертов было обнаружение повреждения кончиков пальцев правой руки. Установлено, что отщеплены они были «копием», которым раздробляются просфоры во время проскомидии. Известно, что в некоторых храмах до революции были частички мощей преподобного Александра. Поразительным оказалось и совпадение портрета, составленного антропологом по мощам и изображений святого на ранних иконах.
Игумен Лукиан(Куценко)
вносит мощи в храм

— Экспертиза длилась несколько месяцев. Вероятно, возникли какие-то трудности?

— Главная трудность была в атеистической настроенности некоторых членов экспертной комиссии. Им нужно было все время внутренне преодолевать себя для того чтобы понять, что происходит обретение святыни, а не «мумифицированных останков».

Нам, конечно, тоже было трудно. Хотелось поскорее вызволить святого из неволи. Но и святой нас утешил особо. Недаром именно после первого молитвенного воззвания к нему, после того, как был отслужен молебен перед мощами в судебно-экспертной службе, они стали мироточить. Особенно обильно мироточили ноги. Каждая морщинка тела была покрыта миром. Святой как бы отвечал нам: «Это я! Я вас слышу».

— Можно ли сказать, что удивительная сохранность мощей и продолжающееся до сих пор мироточение свидетельствует об особой богоизбранности прп.Александра?

— Да. Ведь он — единственный новозаветный святой, телесными очами узревший Святую Троицу. Его канонизировали через 14 лет после успения — редчайший случай в нашей Церкви. При изучении документов открылась и особая миссия служения Руси преподобного Александра. Его называли «молитвенником за царей». Иван Грозный молился преподобному Александру перед взятием Казани, а после победы объявил его «великим и дивным чудотворцем» на всю Россию. В храме Василия блаженного был освящен предел в честь преподобного Александра. Каждый венценосец либо приезжал, чтобы поклониться мощам, либо присылал щедрые дары на монастырь. Особенно почитал святого первый царь династии Романовых — Михаил Феодорович. И все Романовы были чтителями преподобного Александра. Одна из первых часовен, возведенная Петром l в новой столице России, была часовней Александра Свирского. Сам царь неоднократно посещал святую свирскую обитель. Недаром и большевики со своими кощунственными целями первыми пришли именно к мощам святого. Это было началом всероссийской «ликвидационной кампании». Необходимо было осквернить останки «молитвенника за царей» после того, как была уничтожена царская семья.

Надо сказть, что большевики были потрясены сотоянием мощей. В кощунственном отчете о вскрытии мощей по всей стране только мощи святителя Иосафа и преподобного Александра названы «восковой куклой». Так же потрясены были и современные ученые, проводившие рентгенологическое исследование. Они засвидетельствовали, что состояние позвоночника святого говорит о том, что он много трудился физически и обладал большой силой, что соответствует летописным описаниям образа жизни святого Александра.

— Как Вы думаете, почему мощи святого обретены именно сейчас?

— Этот год особенный для памяти преподобного Александра. Мы празднуем сразу несколько юбилейных дат: 550 лет со дня рождения святого, 500 лет со дня основания обители, 465 лет со дня преставления и 80 лет со дня исчезновения мощей.
Первое целование

Можно добавить, что наше время очень похоже на то, когда мощи святого были обретены впервые. Тогда после смутного времени в стране царила разруха, голод, нищета. И сама Александро-Свирская обитель была поругана, сожжена, разграблена. Среди братии были мученики, убиенные литовцами. К преподобному Александру стали прибегать с просьбой о молитвенном заступлении в ту трудную годину. И страна восстала. Ныне нам необходимо возродить должное почитание величайшего святого.

То, что происходило в эти дни в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, вселяет надежду. Каждый день не прекращались молебны у раки с мощами, в наш маленький храм на самой окраине города съезжались священники со всей епархии. Дважды посетил храм Его Преосвященство митрополит Владимир, удостоились мы и высочайшего посещения Святейшего Патриарха Алексия.

У раки совершались исцеления. Особенно много собиралось у мощей «страждущих от дух нечистых», ведь преподобный Александр известен, как «прогонитель бесов». Все это говорит о том, что преподобный Александр слышит нас, готов помогать нам, предстательствовать за нас перед Богом. Случаи помощи преподобного Александра Свирского отдельным людям можно рассматривать как знамение того, что Господь приблизился к народу, что Его святой пришел, чтобы призвать нас к живой вере и жизни по вере.

Об этом говорил Святейший Патриарх Алексий при посещении храма для поклонении мощам преподобного Александра:

«Мы являемся свидетелями возвращения святынь. Знаменательно, что многие из них обретаются именно в Санкт-Петербурге. Мы считаем милостью Божией обретение ныне мощей преподобного Александра.

В этом году исполняется 550 лет со дня рождения святого и то, что мощи обретены именно сейчас, мы считаем промыслительным. Народ Божий, который сейчас идет к святыне, прикладывается, несет свои горести и свои скорби, молится, чтобы преподобный своим предстательством укрепил нас на нашем жизненном пути, — тем самым свидетельствует о своей живой вере.

Думаю, что возвращение святых мощей преп.Александра в наше непростое, трудное время является для Санкт-Петербурга милостью Божией и знаком благословения Божия.

И дай Бог, чтобы каждый, кто будет приходить к этим мощам, получил бы утешение от святого, поддержку, чувствовал бы, что преподобный помогает своими молитвами нести нам свой жизненный крест».