Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы о вере и Церкви

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕРДЦЕМ

Часть l

Диакон
Петр Чубаров
Никольская единоверческая община, занимающая часовню на ул.Марата, 24-а, мало известна православным петербуржцам. Часто, впервые заходя в часовню, люди пугаются слова «единоверие», и свечнице приходится вновь и вновь терпеливо объяснять, что здесь не сектантское сборище, а каноническое образование Русской Православной Церкви. Встречаясь с духовным руководителем общины диаконом Петром Чубаровым, мы намеревались ограничиться публикацией небольшой справки. Однако в разговоре неожиданно для нас рамки темы значительно расширились.

— Отец Петр, какова предыстория возникновения единоверия?

— Чтобы понять, где корни единоверия, необходимо перенестись в Россию середины ХVll века — в трагическое время возникновения церковного раскола. Причины раскола очень сложны, и до сего дня историки ищут ответы на многие вопросы. Предтечей же явилось неправильное толкование русской православной мессианской идеи.

В 1453 году Византия пала под турецким игом. По мнению русских людей, ее духовной преемницей становится Россия: «Москва — третий Рим, а четвертому — не быти!» На этой идее исключительного призвания русского царства был воспитан и царь Алексей Михайлович, в времена правления которого произошел раскол. С самого детства одолевала его мысль воскресить в своем лице образ древневизантийских императоров. Однако русская мессианская идея содержит пророчества исключительно о духовном призвании России, в то время как царь и сподвижники истолковали ее как идею политическую, направленную на приобретение государством определенных территорий, создание единой империи с Византией.

Здесь необходимо упомянуть, что папство издавна стремилось к полному господству в Европе, а для этого необходимо было изгнать из Европы турок. Борьба России за обладание Константинополем, которая должна неизбежно вылиться в военный конфликт с Османской империей, пришлась бы папству очень кстати, тем более, что в планы католиков входил и захват духовной власти в России. Но как подтолкнуть русского царя к конкретным шагам? И иезуиты придумали очень хитрый ход. Документальное подтверждение этой задумки опубликовано в «Истории Русской Церкви» митрополита московского Макария (Булгакова): «...издать закон, чтобы в церкви русской все подведено было под греков и поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии. Возникнут споры, дойдут до государя, он назначит собор, а там можно будет приступить и к унии».

В окружение патриарха Никона проникают тайные иезуиты. К сожалению, склад характера патриарха сыграл здесь отрицательную роль. Вот как описывает Никона профессор истории Церкви Московской Духовной Академии Николай Федорович Каптерев: «Человек очень властный, гордый и суровый, человек самолюбивый и в то же самое время человек очень увлекающийся, и потому недостаточно устойчивый в своих убеждениях, способный действовать под влиянием просто гнева».

На момент никоновской реформы богослужебные книги греческой церкви претерпели значительные изменения по сравнению с древневизантийскими. Эти книги, позже названные «новогреческими», печатались в типографиях Франции и Италии. Поэтому неудивительно, что сравнение древнерусских богослужебных книг с новогреческими обнаруживало несоответствие текстов.

Реформа Никона была связана не только с «исправлением» церковных книг по образцу новогреческих. Собор 1666-1667 гг. осудил также древнерусские церковные обряды и многие моменты традиционного русского мировоззрения. Под запрещение попал ряд мессианских книг, в частности, «Сказание о белом клобуке», где однозначно говорится о России как о последнем вместилище древнего Православия. Даже двоеперстие прокляли как «еретическое перстосложение», утверждая единственно истинным троеперстное сложение.

По поводу перстосложения необходимо оговориться сразу — и двоеперстие, и троеперстие пришли к нам из церковной старины, а следовательно, в равной мере имеют право на существование. Просто троеперстие появляется гораздо позже. Историки относят его к 12-13 веку. В древней Руси были периоды, когда разные способы перстосложения мирно уживались. Троеперстие задолго до Никона появилась в северо-западных областях России. И это не мешало существовать Церкви в единстве. В древности вообще не слишком обращали внимание на мелкие различия обрядности. Единство Церкви определяет общая вера, общая догматика.

Однако никоновская реформа, преследующая частные политические цели, решает вопросы односторонне. Приверженцы новогреческого обряда проклинают более древний по времени возникновения обряд, которым спасались многие почитаемые нашей Церковью святые, например, преподобный Сергий Радонежский.

Большую роль в преследовании старого обряда сыграло боярство, которое к тому времени желало жить на западный облегченный манер. Им просто необходима была такая церковная реформа, которая позволила бы легко войти в западно-европейскую культуру. Можно сказать, что петровские преобразования родом из времени раскола.

Прошло триста лет, прежде чем было восстановлено доброе имя старого обряда. Поместный Собор Русской Православной Церкви, созванный в 1971 году, специально рассмотрел вопрос о «клятвах на старые обряды» и постановил «считать эти клятвы яко не бывшие». В Деяниях Собора записано: «Освященный Поместный Собор любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами». Этому решению предшествовала честная и самоотверженная работа верных чад Церкви ХlХ-н.ХХ веков: филолога Н.И.Ильминского, прот. А.И.Невоструева, профессоров МДА Н.Ф.Каптерева, Е.Е.Голубинского, М.Д.Муретова. А в наше время работу продолжил профессор СПбДА протоиерей Иоанн Белевцев.

— То есть основа понимания единоверия лежит в признании спасительности старого и нового обрядов?

— Совершенно верно. Когда произошел раскол, часть русского православного народа отделилась и стала жить вне церковной ограды. Теперь нам понятно, что это были искренние, глубинно верующие люди с ярко выраженным русским характером — коренные русаки. Среди них было много книжных людей, которые хорошо знали старую книгу, занимались литературным творчеством. Вспомните хотя бы протопопа Аввакума — одного из первых русских писателей.

Не имея внутренней иерархии, старообрядчество постепенно стало делиться на поповщину и беспоповщину. Возникли разные толки. Естественно, что часть старообрядцев тяжело переживала состояние раскола и искала возможность возвращения, но не предавая свою привычную службу, привычное пение, традицию и взгляды, включая мессианские. Ощутимые сдвиги начались уже в середине ХVlll века. В это время проходят переговоры между церковными иерархами и группами благожелательно настроенных староверов.

Переговоры шли очень тяжело. По каждому пункту согласия (их тогда называли «согласники») шел ожесточенный спор, временами разгораясь, временами утихая. В 1800 году, когда вспыхнул очередной спор, император Павел l прекратил все препирательства, подписав документ словами: «Единоверию быть». Кстати, единоверие иногда называют «имперской Церковью» потому, что оно было учреждено. Подписанное императором в то время исполняли все власти, включая и церковные.

Присоединение произошло на основе 16 Правил, регламентирующих как внутреннюю жизнь единоверческих приходов, так и отношение с внешним миром. За единоверцами закреплялось право служить по старому обряду: здесь и старопечатные книги, и двоеперстие, и хождение посолонь (по часовой стрелке), и седмипросфорие, и причастие из трех лжиц, и многое другое. Ряд правил определял, каким образом переходить из единоверия в обычные приходы и наоборот.

С момента принятия единоверия Церковь воссоединяется. На Архиерейском Соборе, состоявшемся в Казани в 1885 году, было сказано, что отныне Церковь имеет два крыла. Одно крыло — это Греко-Российские приходы, а второе — это приходы единоверческие. Канонически они стали подчиняться правящим архиереям.

Окончание следует