Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

КОНЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Коневский монастырь «Воздух-то какой изумительный...» — полной грудью дышат паломники, немного уставшие в пути. Свежий ладожский ветер бодрит, мгновенно снимая усталость. Расположившись на берегу бухты Владимирской, ждем прихода монастырского парома, который переправит нас на остров Коневец.

Один из древнейших в России, Коневский Рождество-Богородичный монастырь был основан преподобным Арсением в 1393 году. Сын благочестивых родителей, преподобный Арсений еще в юности избрал для себя монашеский путь. До того, как основать свою обитель, он подвизался в Новгородском Лисогоском монастыре,подвизался и на Святой Горе Афон. Имея Божие благословение устроить на Руси монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, преподобный Арсений возвратился в Новгород. Оттуда он продолжил свой путь на Валаам, а затем отправился дальше в путешествие по Ладожскому озеру, выбирая место для обители. Однажды сильный ветер прибил лодку к острову Коневец, и святой Арсений воспринял это как указание Божие устроить монастырь именно здесь.

Остров Коневец был необитаем, но крестьяне-язычники привозили сюда на лето скот. Чтобы скот не пострадал «от напасти злых духов», язычники приносили на острове в жертву коня. Причем этот обряд из года в год повторялся на одном и том же огромном валуне, напоминающем конский череп. Узнав про этот обычай, преподобный Арсений окропил камень святой водой. По преданию, после окропления из трещин вылетела стая черных воронов и улетела в бухту, ныне именуемую Владимирской. Постепенно на острове возникло монашеское сообщество, а через пятьдесят один год после основания обители преподобный Арсений преставился Богу.

Мирная жизнь монастыря продолжалась до 1577 года, впоследствии же многократно прерывалась войнами и опустошительными пожарами. Так, в 1594 и 1610 годах его разрушили захватившие остров шведы. Только в 1718 году по указу Петра l монастырь был заново восстановлен, но очередной пожар вновь уничтожил строения. И снова братия взялась за пилы и топоры.

В последний раз монашеская жизнь прервалась на острове в 1939 году, когда финская война заставила братию уйти в Финляндию. Но с 1991 года монастырь передан Санкт-Петербургской епархии и потихоньку возрождается силами немногочисленной братии во главе с настоятелем архимандритом Назарием...

На монастырской пристани паломников встречает белоснежная Никольская часовня. Поднявшись в гору, мы подходим к воротам обители. Главный собор во имя Рождества Божией Матери окружен со всех сторон кельями и хозяйственными постройками. Военная часть, в недалеком прошлом властвовавшая на острове, оставила все в разоренном состоянии. Но внутреннее убранство храма уже восстановлено, установлена резная рака преп. Арсения и поставлен прекрасный резной киот для главной святыни монастыря — Коневской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся ныне в обители, является списком с той иконы, которую принес на остров преподобный Арсений. А сама Коневская икона хранится в Финляндии.

От монастыря вглубь острова к Казанскому скиту, построенному на горе Святой, проложена прямая дорога. Пройдя примерно половину пути, встречаем великолепную Успенскую часовню. На этом месте преподобный Арсений, совершая путь к Святой горе, по обыкновению отдыхал.

Рядом со скитом, на маленькой полянке стоит другая часовня — Благовещенская, устроенная здесь в память чудесного явления на этом самом месте Божией Матери.

Поворачивая влево, преодолевая пушистый еловый лес и крутой, почти отвесный, спуск, дорога неожиданно выводит к Конь-камню. Стоя у его подножия, приходится задирать голову, чтобы увидеть деревянную часовню, срубленную на макушке валуна.

В монастырь возвращаемся по другой — нижней — дороге. До возвращения на пристань есть время зайти в пекарню и приобрести в дорогу буханку душистого монастырского хлеба. Скоро придет паром, на палубе которого мы начнем свое возвращение домой...

Стоя на корме корабля и глядя на удаляющийся остров, вдруг понимаешь, что это место, где так явно ощущаешь присутствие благодати Божией, находится не за тридевять земель, а рядом. Рядом с городом, в котором проходит наша жизнь. И мы, православные петербуржцы, просто обязаны приобщиться к этой святыне, живущей рядом с нами.

Борис СЕМЕНОВ