Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НАВЕКИ, БЕЗ НАДЕЖДЫ
После праведнейшего суда Божьего осуждённые, услышав своё последнее решение: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и его ангелам» (Мф. 25, 41), пойдут в место вечной своей погибели, на место вечного наказания — в геенну. С этого момента наступит для этих несчастных душ второй период их вечного страдания, вечного мучения и душе и телу: полное, совершенное муче­ние для человека-грешника. Осуждённые, хотя и вместе пребывают, однако лишены возможности видеть и познавать друг друга. Гееннское состояние совершенно лишено света: там царит духовная тьма, потому что делающие на земле зло — ненавидят свет.
Понятие «погибель» безусловно принадлежит состоянию душ в геенне. Сюда поступают плотоугодники, чревоугодники и себялюбцы. «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме; они мыслят о земном» (Флп. 13, 19).Сле­довательно, жертвою геенны будут все неверующие в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, ради нас пришедшего на землю, и как Сам учил: «неверующий уже осуж­ден» (Ин. 3, 18).
Всё решительно в геенне противоположно раю. Как дню противо­положна ночь, жизни — смерть, добру — зло, свету — тьма, богат­ству — бедность, здравию — болезнь и т.д. Следовательно, опираясь на то, что ап. Павел сказал нам о рае и его красотах, всё противо­положное этому мы должны относить к геенне, к состоянию, кото­рое было приготовлено Богом не человеку, а дьяволу. Как решительно человек не может составить себе понятия о рае и его блаженстве, так точно, следовательно, он не может себе представить геенны и всех её ужасов. Если отвратителен и нестерпим порок, то в какой же степени отвратительности и невыносимости должен быть для них отец его — дьявол?! Каково же должно быть сообщество с ним?
Вот как рассуждает о состоянии отверженных душ во втором периоде Златоустый: «Когда отойдем туда, то, если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых пламенем; напротив, мы услышим то же, что и несчастный богач в аде, — что «пропасть велика между нами и вами», и никто не поможет.
Как царство небесное, так и геенна, по предвидению Божьему, уготованы от вечности. Первое — для ангелов и блаженных душ, и вторая для падших ангелов — злых духов, а следовательно и для сообщников их — злых душ, нераскаявшихся грешников. Итак, преж­де всего геенна предназначена для злых духов и душ, и природа геенны соответствует тонкой эфирной природе своих обитателей. Как в доме Отца небесного много обителей, так точно и в аду, по свиде­тельству 3 кн. Ездры, есть многие обители, называемые затворами, хранилищами душ (а не вместилищем трупов).
Теперь посмотрим отдельно на адские затворы. Их зна­чение, на основании св. Писания, следующее.
Евреи загробное состояние осуждённых душ называют геенною (по еврейски абадон), что видно из раввинских книг: «соберутся как побежденные собираются в подземной бездне, и повинные геенне заключены будут в геенне». Пророк и царь Давид вечную участь грешников за гробом, их загробное состояние — геенну — изобража­ет в таком виде: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши» (Пс. 11, 6). Чтобы сколько-нибудь приблизить понятие народа к представлению вечного загроб­ного наказания грешников, Пророк описывает наказание Содома и Гоморры с окрестными городами. Эту кару на земле Пророк берёт за образ, символ наказания грешников за гробом. О чаше вечного наказания Пророк пишет: «Ибо чаша в руке Господа… её бу­дут пить все нечестивые земли» (Пс. 75, 8). Так и Сам Иисус Христос в пред­смертной Своей молитве в саду Гефсиманском предстоящие Свои стра­дания, заменяющие наказание мира, называл чашей. Об этой чаше вечного наказания свидетельствует и пророчество Иеремии, которому повелевается от Бога взять чашу и напоить Иерусалим, и князей, и сопредельные народы. «Так говорит Господь Бог Израилев: возьми чашу вина нерастворенного от руки Моей, и напои все народы, к ним же Я пошлю тебя». Пророк Исайя пишет: «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь не угаснет: и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66, 24).
Иисус Христос симво­лом загробного вечного состояния грешников в геенне берёт пред­мет, к которому евреи в Его время питали страх, ужас и отвращение. Это — долина Еввомова, некогда прекраснейшая, находящаяся подле Иерусалима к северо-востоку; небольшой поток протекает по ней, и потом опоясывает часть города. Когда евреи сильно предавались идолослужению, то в этой долине совершались отвратительные слу­жения Молоху. Этот сирский идол был медный, с телячьей головою, увенчанной царской короной; руки его протянуты были так, как если бы готовы были схватить кого-либо. Ему приносили в жертву детей, именно: зажигали внутри идо­ла огонь, и когда он раскалялся, бросали ему на протянутые руки бедных детей, где они тотчас сжигались. Чтобы заглушить крик де­тей, во время этих жертвоприношений обыкновенно поднимали силь­ный крик и шум, употребляя при этом разные инструменты. Пос­ле же плена вавилонского, когда иудеи получили совершенное от­вращение к идолопоклонству, у них явилось отвращение и к этому месту; оно было запущено; в него свозились все нечистоты из города; тут же совершаемы были иногда и смертные казни; воздух в этом месте был заражен; для очищения его постоянно горел огонь. Место стало страшным и отвратительным, и прозвано было долиной огнен­ной. Это-то место и было избрано Спасителем образом, символом вечных мучений грешников в загробной жизни.
Свойство червя неусыпного и огня неугасимого описывает отча­сти Василий Великий: «Когда чувствуешь порыв к какому-нибудь греху, тогда призови пред умственные твои очи страшный оный, ни­кому из смертных нестерпимый суд Христов, где сидит Судья на высоком и превознесенном престоле; вся же тварь в трепете и страхе предстоит перед славным и светлым Его пришествием. Все предстанут перед Ним для испытания, кто что сделал во время жизни. Тех, которые в жизни много зла творили, окружат некие страшные и гроз­ные ангелы, взирающие на огонь уготованный, огнём дышащие по причине страшного намерения, вид имеющие подобный ночи, по при­чине печали и отвращения от человеков. Потом представь себе бездну, непроницаемую тьму и огонь мрачный, который имеет свойства жечь, но не имеет света. Представь род безчисленных червей, ядовитых и плотоядных, которые всегда едят, но никогда не насыщаются, и сво­ими укусами причиняют несносные боли. Представь, наконец, же­сточайшее наказание: безчестие и вечный стыд! И этого ты бойся».
Наказание огнём, сожжение — есть самая жестокая казнь, и потому огонь вечный, которому преданы будут грешники, есть, без сомнения, высшая степень мучения. Этот огонь был уготован дьяво­лу и ангелам его; не для человека назначено это мучение, но для возмутившихся против Бога злых духов с их князем. Но так как грешники делаются как бы сообщниками злых духов, то и получают вместе с ними оди­наковое наказание — огонь вечный.
Что это за место называемое Спасителем тьмою? Све­том св. Писание называет надежду; следовательно, тьма есть отчая­ние. Итак, тьма кромешная есть место, навеки лишённое всякой надежды. А без надежды нет жизни. Здесь нет надежды умереть, быть уничтоженным. В продолжении всей вечности — ужас и отчая­ние.
Бездна означает то место вечного мучения, которое не имеет дна, место бездонное, место мучения, по слову Писания, страшное для самого дьявола. Злые духи в стране Гадаринской просили Господа Иисуса Христа не мучить их прежде времени и не отсылать в бездну. Слово «бездна» употреблено в Апокалипсисе.
Греховное состояние души на земле, по учению Господа Иисуса Христа, есть состояние мертвенное, и нравственный суд уже над ним произнесен: «осужден». Мертвенное состояние души, как показыва­ют опыты, всегда чуждо, лишено кротости и смирения, и ему не понятна небесная радость. Чем заняты постоянно ум и сердце лю­дей, преданных пороку? Это известно всем. О чём постоянно пекутся славолюбец, сластолюбец, сребролюбец?.. Вкушают ли они когда тот сладкий, неземной покой?
О разных степенях загробного гееннского состояния вот учение Самого Господа: «тот раб, который знал волю Гос­подина своего, и не был готов и не делал по воле Его, бит будет много. А не знавший воли Господина и сделавший достойное нака­зания — бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется: и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12. 47-48).
Св. Василий Великий: «Надобно знать, что выражения: «бит бу­дет много» и «бит будет мало» означают не конец, а разность муче­ния. Ибо если Бог есть праведный судья не только добрых, но и по­рочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого (или слабейшего или более дожигаю­щего), другой — червя неумирающего, но опять или сноснее или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной — геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и дру­гой — тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Сама тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И ска­занное в Притчах: «во дне ада», даёт возможность понять, что некоторые хотя находятся во аде, но не на дне ада, и терпят легчайшее мучение».
Св. Иоанн Златоустый: «Кто больше получит наставления, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Если ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бед­ного; ежели умён, больше послушания; если обличён властью, пока­жи блистательнейшие заслуги. Так и во всём прочем ты дашь отчёт по мере сил своих. Отходящий туда со множеством добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании в муках тамошних; напротив, кто не имея добрых дел, принесёт только злые, тот ска­зать нельзя сколько пострадает, будучи отослан в вечную муку».
Поскольку сами грехи имеют свои степени, то и наказание одно­го рода будут отличаться по степени, чему служит свидетельством слово Господа — «отраднее» — два раза высказанное: 1) «Истинно говорю вам, отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10, 15). Господь говорит, что после всеобщего суда наказание содомлян и гоморрян будет легче, нежели наказа­ние отвергших проповедь апостольскую. 2) «Но гово­рю вам, Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11, 22).
Иисус Христос о степени наказания, соответствующей степени виновности, высказался о поступках фарисеев так: «Фарисеи снеда­ют домы вдовиц, и виною далече (т.е. лицемерно, долго) молятся; сии приимут лишнее осуждение».
Иисус Христос так учил о вечности му­чения: «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увеч­ному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в царство Божье, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную: где червь их не умирает и огонь не угасает». Тоже предостережение приводится у ев. Марка и у ев. Матфея.
О вечном наказании грешников за гробом, а следовательно и о вечной муке их свидетельствует Иоанн Богослов: «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и при­нимающие начертание имени его» (Отк. 14, 11); «а диавол, прельщав­ший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Отк. 20, 10).
Были, и может быть, и теперь есть немало ложных умствовате-лей, мудрствующих по плоти, будто бы вечное мучение — невозмож­но, а возможно только временное, и приводят свои ложные доводы. Это — ученики-последователи Оригена, учившего, что демоны и греш­ные души в геенне будут мучиться только до известного времени, после которого они опять обратятся в первобытное состояние без­грешности. Пятый Вселенский собор осудил и отверг это лжеучение, как совершенно не согласное со здравым разумом, противное истине и противоречащее слову Божьему, оскорбляющее таинство Искупле­ния рода человеческого единственно заслугами Сына Божьего, Гос­пода нашего Иисуса Христа, даровавшего только одним в Него ве­рующим жизнь вечную. Все же отвергшие Его идут в муку, не вре­менную, а, как Сам Иисус Христос учит, в муку вечную. Вечные мучения оригенисты находят несогласными с милосердием Божьим, и в своём заблужде­нии не замечают того, что, отвергая вечность мучения, делают Бога несправедливым, воздающим блаженство и достойным, и недостой­ным, и способным и неспособным, награждающим всех без исклю­чения — и желающих, и не желающих блаженства.
И царство небес­ное и геенна ищутся на земле, а за гробом люди наследуют то, чего здесь искали, короче, для чего на земле жили по собственной своей воле, а не по принуждению. Рай и геенна приобретаются доброволь­но. Если качества души за гробом не могут изменяться, то злой не способен быть и жителем рая, где царствует любовь; так точно, как ещё на земле порочные люди не бывают в обществе людей нравст­венных. Не потому, что последние их не примут, но единственно потому, что те неспособны.
По своей безконечной премудрости и благодати, Бог сотворил человека по Своей святейшей воле, не требуя на то хотения, желания, согласия человека; и сотворил для блаженства. Но чтобы человек и на земле и за гробом блаженствовал, необходимо для этого со сто­роны человека деятельное желание получить блаженство, без чего одна всемогущая благодать не спасёт человека: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Следова­тельно, души, не ищущие на земле царства Божьего и правды Его, могут ли когда-либо за гробом обрести его? Только просящим и даётся.
Преступление, совершённое на земле, ведёт за собой двоякое на­казание; удаление от мирного семейства и покоя и пребыва­ние на чужбине с несением различных тяго­стей, неприятностей среди немирного общества. Точно так же и за­гробное наказание для грешника — двоякое: лишение небесного, род­ного отечества и лицезрения Божьего, а также заключение в геенне, где плач и скрежет зубов и где огонь неугасающий.
В геенне всякое чувство будет страдать особенною скорбью. Так, глаза будут страдать от темноты и дыма, а если гееннский огонь сколько-нибудь запылает, то только для большого страха и трепета осуждённых, для того, чтобы они могли видеть страшные образы демонов, лицезрение которых само страшнее всякой муки, и для того, чтобы видеть мучимые лица грешников, с которыми в этой жизни вместе прогневали грехами своими Господа; уши услышат только непрестанный шум рыданий, жалоб и проклятий; обоняние будет страдать от смрада; вкус — от сильной жажды и страшного голода. Деятельность ума составит невидение, незнание Бога; деятельность сердца — ненависть к Богу, и деятельность воли — хула на Бога. Состояние погибших есть состояние ожесточённое против Бога и всего божественного, всего истинного, доброго и прекрасного.
Огонь, так часто упоминаемый в св. Писании, пишет московский митрополит Филарет, действует совершенно отдельно от мучений совести; не принимать продолжительных мук означало бы только поощрять преступный произвол. Духовные тела осуждённых людей, конечно, не останутся без соответственного им вещественного нака­зания, так как и суд будет судить за дела и души и тела. И чем тонь­ше будут тела духовные, тем мучительнее будет действие огня, соот­ветственно грехам и свойствам их.
Св. Феофилакт пишет, что червь и огонь, терзающие грешников в геенне, есть совесть грешни­ка. Действие совести он уподобляет действию вечного угрызения червя и жжения огня.
Впрочем, объяснение, что червь неумирающий знаменует внутрен­нее мучение, есть только мнение частное и преимущественно при надлежит западной Церкви. Православная Церковь признаёт червя — червём, не пытаясь объяснить то, о чём сказано просто, без объяс­нения. Василий Великий адского червя признаёт существующим действительно, а не иносказательно, не мечта­тельно и отвлеченно. Иоанн Златоустый также помещает червя в чис­ле чувственных мук геенны.
Слова Писания о райском наслаждении и об адской муке следует принимать просто и прямо, настаивает Тихон Задонский: «В мире случающееся неблагополучие есть некая тень и образ будущего и вечного неблагополучия. Тяжко здесь вмененным быти между зло­деями, к злым людям и безчестным причислиться; но далеко тяжче будет причтенным быть дьяволу и злым ангелам его, и с ними за­едино вменяться вечно. Тяжко здесь у мучителя некоего под властию быть, и от него наругание, посмеяние и всякое насилие и озлобление терпеть; но далеко тяжче будет у сатаны, противника Божьего, быть во власти, и от него поручение, посмеяние и озлобление терпеть веч­но. Тяжко здесь биение, страдание, болезнь, огневицу, лихорадку, зубную болезнь и расслабление тела терпеть; но далеко тяжче будет терпеть вечно жжение огня гееннского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов. Тяжко здесь в темнице сидеть, лишаться света и ни­какого не чувствовать утешения: но далеко тяжче сидеть в адской темнице и никогда света не видеть, и всего лишиться утешения веч­ного. Тяжко здесь жажду терпеть и желать, но не иметь прохлажде­ния; но тяжче будет вечно. Познавай же вечное страдание от временно­го, и берегись, да не впадёшь в него. Ныне сходи умом в ад, чтобы потом душой и телом не сойти. Помышляй об этом, сравнивай времен­ное страдание с вечным и прогонишь таковым размышлением, как бичом, суету от сердца твоего».
«Те, — пишет Василий Великий, — которые делали зло, воскрес­нут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня будет тот стыд, с которым увековечены будут греш­ники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного в плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда оставшейся в памяти душ их».
По учению Самого Господа Иисуса Христа, геенну наследуют неверующие, некрещенные: «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3. 36). Как из веры вытекает покорность и послушание, так, наоборот, из неверия — упорство и непослушание, упорное неверие — погибель, и таковой неверующий не увидит жизни вечной. Один путь ко спасению — вера в Искупителя; поэтому неверующие отходят в веч­ность грешниками, состоящими под гневом Божьим, непримирёнными с Богом. И гнев Божий пребывает на таковых грешниках. Здесь, на земле, солнце светит и праведникам и грешникам, и дождь ороша­ет и тех и других, и самая благодать часто действует и через недо­стойных, так как мы, например, освящаемся и от недостойных свя­щенников. Однако эти дела их не оправдают, и они, будучи лукавыми, хотя бы, по свидетельству ап. Павла, говорили и ангельскими языка­ми, всё-таки пойдут во ад за своё лукавое сердце. «Я никогда не знал (не любил) вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). В другом месте Господь Иисус Христос прямо учил, что жите­лями геенны будут все немилосердные, как чуждые заповеданной им любви. Геенну наследуют из крещенных — хулители Св. Духа, т.е. ожесточённые, нераскаявшиеся грешники.
Отчаянная злоба составляет характер злых духов; лица их похо­жи на безобразные лица злодеев и преступников между человеками. Этот характер запечатлен на лицах погибших душ в геенне.
Если всё зло на земле, все бедствия, скорби, болезни, неудачи, обиды и тому подобное есть только едва приметная тень будущего злого страдания в первом периоде в геенне, то каково же должно быть бедствие осуждённых в геенне второго периода? Подобного ничего не было ни на земле, ни в самом наказании грешников в пер­вый период.
О невыносимости такого наказания приведем рассказ Святогор-ца. Сколь невыразимо мучительно пребывание в геенне, показы­вает пример одного расслабленного, который, изнемогая в духе тер­пения, с воплем просил Господа прекратить его страдальческую жизнь. «Хорошо, — сказал явившийся больному ангел. — Господь соизволяет на твою молитву; Он прекращает твою временную жизнь, только с условием: вместо одного года стра­дания на земле, которыми каждый человек, как золото в огне, очи­щается, согласен ли ты пробыть три часа в вечных мучениях? Испытай, что значит вечные муки в геенне, куда идут все грешники; впрочем, испытай их только в течение трёх ча­сов, а после молитвами св. Церкви ты будешь спасён». Страдалец задумался. Год страданий на земле — это ужасное продолжение вре­мени! «Согласен в геенну», — ответил он наконец Ангелу. Ангел тихо поднял его страдальческую душу, и, заключивши её в ад, удалился от страдальца со словами утеше­ния: «Через три часа явлюсь за тобой».
Мрак, теснота, не­изъяснимые грешнические вопли, духи злобы в их адском безобразии, всё это слилось для несчастного страдальца в невыноси­мый страх и томление. Он всюду видел и слышал только страдания и ни ползвука радости в необъятной бездне ада; одни лишь огненные глаза демонов сверкали в преисподней тьме, и носились перед ним их исполинские тени, готовые сдавить его, пожрать и сжечь своим гееннским дыханием. Бедный страдалец затрепетал и за­кричал; но на его крик отвечала только адская бездна своим замирающим вдали эхом. Ему казалось, что целые века страданий протекли уже, с минуты на минуту ждал он к себе светоносного ангела, но ангела не было. Наконец, страдалец отчаялся в его возвращении и, скрежеща зубами, застонал, но никто не внимал его воплям. Все грешники, томившиеся в бездне гееннской, были заняты собой, своим собственным только мучением. И ужасные демоны в адской радости издевались над мучениями грешников. На­конец, тихий свет ангельской славы разлился над бездною. С райской улыбкой приступил ангел к этому страдальцу и спросил: «Что, каково тебе, брат?» «Не думал я, чтобы в устах ангельских могла быть ложь, — прошептал едва слышным, прерывающимся от страданий голосом страдалец. — Ты обещался меня взять отсюда через три часа, а между тем целые века протекли в моих невыразимых страда­ниях». — «Помилуй, что за годы, что за века? - кротко и с улыб­кою отвечал ангел, — час только прошел со времени моего отсутствия, и два часа ещё сидеть тебе здесь». «Как два часа? — в испуге спро­сил-страдалец. — Два часа? А разве час только прошел? Ох!.. Не мо­гу более терпеть; нет сил! Лучше на земле буду страдать годы и века, даже до последнего дня, до самого пришествия Христова на суд, только возьми меня отсюда. Пожалей меня!» — со стоном воззвал заключавший, простирая руки к светлому ангелу, — и был возвращён на землю.

предыдущая