Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДОЛГОЖДАННОЕ УТРО
Когда же будет воскресение мёртвых? Сам Господь научил нас, что всеобщее воскресение должно произойти в конце мира, а конец мира — в конце дня, т.е. в полночь в 12 часов пополуночи. Что и подтверждает Златоустый, когда говорит, что воскресение мёртвых будет подобно воскресению Христову. Спаситель же воскрес в 12 часов пополуночи. «В полночь раздался крик: вот жених идет» (Мф. 25, 6), — сви­детельствует Евангелие.
И Церковь в своей умилительно-трогательной песне возвещает: «Се Жених грядет в полунощи…» Как за полночью сле­дует обыкновенно утро, так за этой страшной для всего мира полу­ночью наступит роковое утро вечного дня блаженства или мучения. Христиане своё прощение с усопшими иногда выражают словами: «До радостного утра!»
Этот роковой час заповедано христианам иметь непрестанно в памяти.
Признаки этих событий, по учению Господа, следующие: пропо­ведь Евангелия всем людям, уменьшение веры и любви между людь­ми, умножение пороков и бедствий как следствие упадка веры и люб­ви. Произойдут великие войны, постигнут людей ужасный голод, моровая язва и другие подобные, неслыханные до этого времени, скорби, как написано в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24, 21).
Иисус Христос дал решительный ответ о времени Его второго пришествия и кончины века: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Однако же сказал ученикам, что паде­ние Иерусалима и царство иудейского — ещё не конец мира, который будет ещё не так скоро. А в то время, когда уже Евангелие будет возвещено всему человечеству на земле: «И про­поведано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во сви­детельство всём народам, и тогда придёт конец» (Мф. 24, 14).
После того, как необычайные успехи добра на земле дойдут до своего крайнего предела, последует постепенное падение нравственности, по свидетельству ап. Павла: «в последние дни наступят времена тяжкие: ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречи­вы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любя­щие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбцы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1). Далее безнравственность ведёт за собою уменьшение веры и любви между людьми: «но Сын человеческий, прийдя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8); «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12), и, наконец, — явление антихриста.
По учению Церкви, антихрист есть противник Христа, стараю­щийся истребить христианство. А поскольку антихристов уже теперь много, по словам св. Иоанна Богослова, то для понимания этого сло­ва блаженный Августин пишет: «Всякий неправедно живущий и по­рицающий доброе уже есть антихрист». А потому св. Димитрий Ро­стовский и заключает: «если испорченность поведения христиан обратила их в антихристов, то чего же более осталось нам ожидать, как кончины мира? От этого-то и разумеваем, яко последний час есть».
Второе пришествие, воскресение мёртвых, Страшный суд и кон­чина века или мира сокрыты от знания человека с той целью, чтобы люди постоянно были готовы ко всему этому, имея предметом ума и сердца Бога и небо.
С идеей антихриста всегда неразлучна и идея конца мира, а потому не про­шло ни одного столетия, в котором не повторилось бы предсказа­ние о конце мира. С окончанием первого тысячелетия весь запад ожидал конца мира. Католическая Церковь, так сказать, вселяла в умы, сердца и фантазию народа идею о конце мира и, таким обра­зом, держала народ в постоянном страхе. Ожидая конец мира 2 но­ября 998 года, она установила это число днём поминовения всех усопших.
Позволим себе ещё выписать предсказания о конце мира из книги «История Неба» Фламариона. Вот что пишет автор: «С приближени­ем этого времени (1000 года) мы встречаем самые частые и самые убедительные увещевания проповедников. Так, например, Бернард Тюрингенский начал публично проповедовать около 960 года, что мир не замедлит разрушиться, причем уверял, что Сам Господь ему это открыл.
Бернард Тюрингенский назначил день конца мира; мир, по его мнению, должен был разрушиться, когда Благовещение совпадет со Страстною пятницей. Это совпадение произошло в 992 году… и ни­чего необычайного из этого не вышло.
В течение X столетия королевские хартии начинались следующи­ми характерными словами: «Так как конец мира приближается…»
В 1186 году астрологи напугали Европу, объявив, что произойдёт соединение всех планет. Ригор, тогдашний писатель, говорит: «Астрологи востока, евреи, сарацины и даже христиане разослали во все концы вселенной письма, в которых они с уверенностью предсказывали, что в сентябре месяце разразятся великие бури, произойдет землетрясение, увеличится смертность между людьми, возмущения и распри, революции во всех государ­ствах, уничтожение и погибель всего живущего. Но, — прибавляет этот писатель, — ничто не оправдало их предсказаний».
Несколько лет спустя, в 1198 году, разнесся слух о конце мира, но на этот раз мир должен был разрушиться без посредства небес­ных явлений: предсказывали, что в Вавилоне народится антихрист и через него погибнет род человеческий.
XVI век представляет эпоху, когда, быть может, всего чаще за­нимались предсказаниями о погибели рода человеческого. Вот, на­пример, объявление, внесенное Симоном Гуляром в его «Сокровищ­ницу Удивительных Историй». Великий командор Мальты приказал опубликовать в 1532 году по всей Европе сообщение о чудесном яв­лении, случившемся в Ассирии. Около 7 марта женщина по имени Рашиэн произвела на свет прекрасного мальчика со сверкающими глазами и блестящими зубами. В самую минуту его рождения небо и земля поколебались; солнце взошло в полночь и было столь же ярко, как в полдень, а среди дня сделалось до того темно, что с утра до вечера в этом краю не было видно ни зги. Затем солнце снова показалось, но совершенно в новом виде, в сопровождении новых звёзд, которые блуждали там и сям по небу; и показалось оно над домом, где родился этот ребенок, и, кроме других чудес, с неба упал огонь, убивший многих лиц. После затмения солнца разразилась страшная буря в воздухе; затем с неба начали падать жемчужины. На следующий день видели, как летал огненный дракон по всей стране. Новая гора, выше всех прежних высоких гор, вдруг появи­лась, треснула на две части, и посредине была найдена колонна, на которой была греческая надпись, гласящая, что конец мира прибли­жается. И в воздухе был слышен глас, увещевавший каждого, чтобы к тому приготовился.
Так как предсказание не сбылось и в этот год, то оно было пере­несено Леонициусом, знаменитым астрологом, на 1584 год. Луи Гюйон рассказывает, что испуг был велик, что церкви не могли вмещать всех тех, кто искал в них убежище, что многие делали свои духов­ные завещания, не рассуждая о том, что это совершенно безполезно, если весь мир должен был погибнуть.
Один из знаменитейших математиков Европы, по имени Стофлер, процветавший в XVI веке, предсказал, что в 1524 году будет всемирный потоп. Этот потоп должен был случить­ся в феврале месяце, потому что тогда Сатурн, Юпитер и Марс долж­ны были соединиться в знаке Рыб. Все народы Европы, Азии и Африки, прослышавшие об этом предсказании, были поражены уныни­ем и страхом. Не взирая на радугу, все ожидали потопа.
Многие писатели того времени передают, что жители приморских провинций Германии спешили продавать по самой низкой цене свои земли, и что люди, имевшие деньги и не так доверявшие предсказа­ниям, эти земли скупали. Каждый запасался лодкою на манер ков­чега. Наконец наступил февраль, и не выпало ни единой капли дождя. Никогда ни в одном месяце не было такой засухи, и никогда астрологи не чувствовали такого смущения! Однако, эти достойные люди не упали духом, и им не перестали верить. Тот же Стофлер, заодно со знаменитым Регьомонтаном, снова пред­сказал, что в 1588 году будет конец миру, или по крайней мере по­следуют какие-нибудь ужасные происшествия, долженствующие привести в безпорядок и поколебать землю.
Новое предсказание и новое разочарование! 1588 год не ознаме­новался никаким необычайным происшествием. В 1572 году, правда, было явление весьма странное, которое могло оправдать все опасе­ния. Неизвестная звезда внезапно зажглась в созвездии Кассиопеи; эта звезда отличалась ослепительным светом и была видна даже днем. Астрологи объявили, что это была звезда волхвов, которая возвратилась и возвещала последнее пришествие Иисуса Христа.
XVII и XVIII столетия переполнены новыми предсказаниями — и предсказаниями крайне противоречивыми!
В 1826 году, граф де Сальмар Монфор с искренностью доказывал, что миру оста­ется существовать всего десять лет: «Мир, — говорит он, — стареет, и скоро придёт его конец. Я полагаю, что это ужасное событие не замедлит случиться. Иаков, родоначальник двенадцати колен Израи­ля, и следовательно первосвящённик древней Церкви, родился в 2168 году от сотворения мира, т.е. за 1836 лет до Иисуса Христа. Древняя Церковь, первообраз новой, существовала следовательно 1836 лет. Теперь, когда я пишу эти строки, у нас ещё 1826 год, а так как, по слову Господню, новая Церковь должна существовать до скончания веков, то из этого ясно видно, что миру остается существо­вать всего около десяти лет».
Госпожа Крюндер — друг императора Александра — тоже про­рочила разрушение нашей планеты. Она назначила это событие на 13 января 1819 года.
Погибель мира назначалась также на 1832 и на 1840 годы. Пред­сказание на 1840 год долго служило предметом всеобщих ожиданий и страхов. Предсказания самые грозные и ужасные сыпались со всех сторон. На 6 января назначена была последняя великая развязка человеческой драмы. Весьма многие приготовились к роковому событию, покончили со всеми своими де­лами и с твёрдостью ожидали конечной погибели.
Вот известие газеты «Новое Время», в которой, между прочим, напечатано следующее: «Конец мира, по предсказаниям, должен по­следовать в 1881 году. По крайней мере, итальянские газеты приводят место из статьи, в которой автор Леонардо Аретино, живший в XVI веке, объявил конец мира на 15 ноября 1881 года. Разрушение земли и находящихся на ней существ будет продолжаться пятна­дцать дней. Несчастье это начнётся выступлением из берегов всех морей; физики действительно предвидят возможность, что твердь в роковую минуту наводнится морями» («Новое Время» 20 июня 1881 года).

ВОССТАНЬТЕ, КОСТИ СУХИЕ!..
Бог сотворил человека безсмертным по душе и по телу. Закон и слово Божье неизменны; душа и тело — безсмертны, т.е. они, однажды сотворенные, уже никогда не уничтожаются, и душа и тело пребывают вечно. Смерть же души и тела, на которую осуждён и осуждается неповинующийся Закону Божьему человек, есть только особенное неестественное состояние души и тела — казнь безсмерт­ного человека.
Тело, положенное в землю, как посеянное зерно, разлага­ясь, в самом прозябании уже заключает грядущую жизнь: иначе зер­но не дало бы растения, если бы в самом тлении не было жизни. Подобно этому, разложение нашего тела необходимо, что­бы возникнуть новому телу, соответствующему новой (загробной, вечной) жизни при вторичном соединении с душой. И потому, если телу предназначено безсмертие, то уверенность в воскресении его в своё время таится во глубине человеческого духа. Хоронить те­ла — обычай общечеловеческий, и потому — принадлежность духа. Значение похорон — прятать, сберегать, хранить — хоронить. Эти действия всегда приписываются умом предметам, составляющим ценность и в известное время могущим опять понадобиться. Не с та­ким ли убеждением совершаются похороны у всего человечества?
Самая природа души, предназначенной быть с телом, не может вполне проявляться в неестественном ей безтелесном состоянии. Смертью человек болезненно рассекается на две части, его составля­ющие, и после смерти уже нет человека, отдельно существует его душа и отдельно — его тело. Следовательно, для полного существо­вания души за гробом и ей нужна её плоть, орудие её видимого проявления. Человек за гробом живёт безсмертной жизнью: или в состоянии блаженства, или в со­стоянии мучения. Но в обоих состояниях — живёт.
При всеобщем воскресении мёртвые услышат глас Сына Божьего. Мёртвые не смогут отка­заться от восстания из своих гробов, чтобы предстать на суд. У ев. Матфея следующими словами выражено учение Господа Иисуса Христа о воскресении мёртвых: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24, 31). «И соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 21). Вот значение этих слов: не ангелы будут трубить в трубы, но будет греметь одна послед­няя труба, труба Божья, глас Сына Божьего, Его воля, желание. Наступит от вечности уже предопределённый час проявления этого всемогущества Божьего, воскресения мёртвых тел всего человече­ства, кроме тел Божьей Матери, Ильи и Еноха, которые уже в раю.
Ко времени всеобщего суда, по гласу трубному, оживут, воскрес­нут все без исключения умершие, когда-либо жившие: и праведники, и грешники, и спасённые, и осуждённые. Все воскреснут, какого бы рода смерть их ни постигла: потонувшие, сгоревшие, съеденные зве­рями, птицами, убитые злыми людьми, самоубийцы. Все, от Адама до часа кончины мира родившиеся и умершие, — воскреснут. Все вос­креснут в одном равном возрасте и состоянии, с одним только раз­личием: неодинаковым багажом земной жизни и дел. Воскресшие тела снова сделаются одеждою своим душам и уже не разлучатся с ними во всю вечность.
Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божьего нет препятствий: из существующих элементов Он в силах воскресить тело, даже если оно было сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав голос своего Творца, соберутся для исполнения своего назначения соста­вить тело человеческое. Мгновенно соединятся — точно таким же образом, как рыбы услышали глас Сына Божия немедленно собра­лись в сети.
Восстановится и те­ло Адама, которое имел он до падения.
С воскресшими телами соединятся им принадлежащие души, и но­вый человек предстанет немедленно на суд. Мы все восстанем, и те­ла наши будут у всех одной тончайшей природы: безсмертные, не­тленные… Но не у всех одинаковые по качеству. Тела праведников будут отличаться от тел осуждённых.
Общее свойство воскресших тел — то, что они теперь утра­тили свою плотскость, которую имели на земле и которую получили Адам и Ева тотчас после падения. Тело нового человека заключает в себе, как и прежде, плоть и кости, чему служит доказательством Сам воскресший Господь наш Иисус Христос, вкушавший с Апосто­лами рыбу и мед. «Что смущаетесь, — говорит Господь Иисус Хри­стос, — посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). В подтверждение того, что явившийся — не дух, Господь позволил Себя осязать и даже ел с учениками печеную рыбу и мёд.
Значит, тело Иисуса Христа и после воскресения состояло из пло­ти и костей и было то же самое, каким было и до воскресения. Но теперь оно стало телом небесным, прославленным, и могло носиться по воздуху, проходить сквозь стены, быть невидимым и возноситься на небо. Такое точно одухотворённое тело будет и у всех людей после соединения их душ с воскресшими телами. Однако тела праведников будут отличаться от тел грешников. Род семян один — человек, а ви­ды семени различные — праведники и грешники. Как не одинаковы бывают растения от разных семян, так точно и воскресшие тела пра­ведников и грешников будут не одинаковы.
Тела, в деятельности которых святилось имя Божье, воссияют в царствии небесном через свои добрые дела. Говорим: эти тела, бывшие орудием благочестивой деятельности, будут сиять как солнце. Так и по различию степени праведности праведники будут иметь не одинако­вую славу, на основании апостольских слов: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд. И звезда от звезды разнится в славе, так и в воскресении мертвых» (1 Кор. 15, 41).
Как на теле Господа Иисуса Христа навсегда остались следы язв во свидетельство всему миру о совершении Им дела искупления человеческого, так точно и на теле человека, как в зер­кале, отразится вся его земная жизнь, не исключая ни одной праздной мысли. Прославленные тела не будут чувство­вать ни болезней, ни страданий, ни огорчений, ни изнеможений, ни вожделений.
Бл. Августин, св. Амвросий в телах святых отличают следующие четыре свойства: 1) нечувствительность к внешним, вредным влия­ниям, которые во время земной жизни производили в теле болезнен­ные, неприятные ощущения, 2) блистание тел святых, подобно солн­цу, 3) непостижимая быстрота в перемещении с одного места на дру­гое, и наконец, 4) всецелое подчинение тела душе, отчего в человеке будет полная гармония.
Тела же осуждённых будут мрачны и безобразны, отражая на себе всю гнусность деятельности и нравственного безобразия.
Никому из язычников и на ум не приходило, чтобы когда-нибудь мёртвые тела, превратившиеся в прах, могли ожить — воскреснуть для новой, вечной жизни. Однако сохранение останков мёртвых тел в разных формах су­ществовало у всех народов всех времен и мест. Любовь и уважение к ним как бы безсознательно выражали мысль духа, во глубине че­ловеческой природы скрывающееся предчувствие будущего суще­ствования этого разрушенного тела когда-либо и за гробом.
С самых первых дней христианства мысль о воскресении мёртвых была камнем преткновения, роковой задачей для многих мыслителей. Она приводила мудрствующих во плоти к страшным заблуждениям. Среди первенствующих христиан скоро явились люди, не веро­вавшие воскресению мёртвых, что случилось в Коринфе в коринф­ской Церкви, и где ап. Павел для утверждения догмата воскресения мёртвых вступил в борьбу с лжеучением. Ап. Павел называет по имени основателей ложного учения: Именей и Филит. Стремясь к духовному пониманию вос­кресения мёртвых, они думали, что дело искупления принадлежит единственно душе, как потом учили и гностики и в настоящее время утверждают последователи Сведенборга. Гностики, религиозно-фило­софская секта II века, утверждали, что Иисус Христос не облекался в тело человеческое, а только казался облёкшимся в него.
Чтобы предохранить легкомысленных от ложного учения таких еретиков, укажем вкратце на некоторые черты их лжеучения. Относя искупление только к душе, Именей и Филит учили, что верующие уже воскресли и живут со Христом. Последователи их учили, что душа из земного тела, тотчас по разлучении с ним, образует для себя тончайшее, духовное тело — духовный организм, с которым и пере­ходит в вечность, имея его для себя одеждою (учение спиритов об этом предмете такое же). Так утверждали последователи Именея и Филита: дескать из земного, грубого тела вырастает моментально новое, тонкое, эфирное, духовное тело. Если ум не мог объяснить воскресения тела, то пусть же объяснит и своё заключение: как вырастает новое, ду­ховное тело? Значит, ум при всей своей кичливости, не мог удалить­ся от истины воскресения тела, отвергнуть её.

СТРАШНАЯ ЖАТВА
Понятно, что открытие суда предворяет пришествие судьи и по­том явление на суд судимых: человеков и бесов.
Вот потрясающая душу картина окончательного суда над чело­вечеством, картина, которую представляет нам слово Божье и которая подтверждается здравым умом. Части этой картины суть: 1) Судья — Бог, 2) соучастники в суде — ангелы и Апостолы, 3) подсудимые, 4) предмет суда, 5) разлучение правед­ных от грешных и 6) окончательный приговор тем и другим.
На первом месте картины Страшного суда, по свидетельству Са­мого Иисуса Христа, предстанет Сын Божий, как Бог-Царь и Судья, сидящий на престоле Своей славы, окруженный всеми св. ангелами и св. Апостолами.
Далее представляются исполнители воли Божьей, или как бы соучастники в суде — ангелы и Апостолы: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24, 31). Это речь образная, и не стоит думать, что ангелы будут посланы с трубами. Нет, будет греметь одна последняя труба, труба Божья, при звуке которой будут посланы Сы­ном Божьим св. ангелы; вместе с тем по гласу той же трубы после­дует и воскресение мёртвых. Страны света (восток, запад, север и юг) иудеи обыкновенно называли ветрами. Посланные ангелами соберут на суд всех людей из всех стран света, соберут и праведных, и злых, и отделят первых от последних.
Затем участие, которое примут на суде св. Апостолы, так выска­зано Господом: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28). Судить всех будет Мессия, которому одному дал Бог весь суд; но Господь говорит, что и Апо­столы будут судить — в том смысле, в каком и всё верующие, уча­стники славы и господства Мессии, будут и соучастниками в суде над миром, о чём потом писал и ап. Павел: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6, 2).
Двенадцать колен израилевых — имя народа Божьего, народа, избранного некогда и возлюб­ленного Богом; в настоящем же изречении Господа «двенадцать ко­лен» принимает значение всех христиан, подлежащих суду. Так и ап. Иаков всех христиан называет двенадцатью коленами.
Рай представит на место суда своих небожителей — праведные души, а ад своих мертвецов — души грешников, и последует соеди­нение душ с их телами. Потом произнесётся роковой приговор пра­ведным и грешным, и получит каждый полное своё воздаяние по де­лам земной жизни.
Воскреснут все без исключения когда-либо жившие, и подвергнутся последнему суду, чему служат доказательством сло­ва: «воззрят на Него, которого пронзили» (Зах. 12, 10). Воззрят (число множественное) все воскреснувшие, в том числе и те, кто распял Господа Иисуса Христа. Не только люди предстанут на суд, но и падшие злые духи, которых, по сви­детельству Апостола «Бог не пощадил, но связав узами адского мра­ка, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2, 4). И ап. Иуда тоже пишет: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1, 6).
Каждый человек на последнем суде отдаст строгий и полнейший отчёт во всех мыслях, желаниях, чувствованиях, словах и делах за всю земную жизнь. Конечно, греховные мысли, желания, чувство­вания, слова и дела не вспомнят на суде, если своевременно на земле ещё будут смыты истинным раскаянием.
Деятельность души проявляется в видимой деятельности челове­ка, в его словах и делах, так что слова и дела всегда верно характе­ризуют нравственное состояние души, доброе или злое. Всё, что под­разумевается под употребленным Спасителем словом «праздное» — несвойственное, несоответственное, неприличное христианской дея­тельности — осудится на суде; «сказываю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).
Ап. Павел о суде над невидимой, тайной душевной деятельностью пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4, 5).
На последнем суде пред взором всего нравственного и духовного царства духов и душ будет видна вся жизнь, земная деятельность каждой души, как добрая, так и злая. Не утаится ни один сокровенный помысел, ни один вздох, ни взгляд, ни наималей­шее действие телесное. Всё правое и неправое, если только заблаго­временно не очистится должным покаянием, все будет видимо всеми: и ангелами, и Святыми, и людьми. Не без причины, говорит Иоанн Златоустый, так долго нет суда, не без цели отсрочен на столь долгое время всеобщий, окончательный суд над человечеством; дано время ходатайства перед Богом друг за друга. С наступлением же решительного часа участи человечества это ходатайство рушится; тогда уже ни молитва, ни прошения, ни дружба, ни родство, ни слёзы, ни добрые намерения и желания, ни добродетели не помогут нам. В тот роковой час ни молитва грешников ко Святым, ни молитвы Святых к Богу о помиловании грешников станут недействительны. Молитвы Святых не помогут осуждённым, ни ходатайство отца не облегчит участи осуждённого сына, ни слёзы детей не освободят от вечной муки несчастных их родителей; ни муж не поможет легко­мысленной своей жене, ни жена — своему мужу. Тогда любовь, родство, дружба, знакомство потеряют своё благотворное значение, и всякое отношение между душами, любящими правду и истину, и враждующими с ними — окончательно исчезнет и па­мять грешников перестанет тревожить души Святых, благоугодивших своему Господу.
На Страшном суде, когда всё тайное откроется, праведники и грешники увидят и узнают друг друга. Грешники в аду, видя до этого времени Святых в раю, но не видя друг друга, теперь увидят и узнают, как пишет Афанасий Великий в Слове об Усопших. Но свидание их будет нерадостно!
Св. Иоанн Дамаскин, предостерегая нас от такой ужасной встречи со своими в день суда, пишет: «Мы постараемся всеми силами, чтобы в оный ужасный и страшный день родные не укоряли нас в небре­жении о них; наипаче те из нас, которым они вверили попечение о их имуществе и оставили оное. Ибо да не подумает кто-либо, что на том страшном событии мы не узнаем друг друга».
Правда, богатый, будучи на земле, знал и, быть может, не раз видел Лазаря, а потому и не удивительно, что узнал его; а как же он узнал, по свидетельству Господа Иисуса Христа, Авраама, кото­рого прежде не знал и никогда нигде не видел? Значит, заключаем и как истину свидетельствуем, что на суде узнают все друг друга, и знакомые и незнакомые. Св. Иоанн Златоустый об этой истине пишет так: «Мы узнаем не только тех, которые здесь нам были зна­комы, но и тех увидим, которых никогда не видали».
Св. Ефрем Сирин пишет: «Тогда дети будут обличать своих роди­телей в том, что они не делали добрых дел; в оный день несчастными увидят многие своих знакомых, а некоторых из них, приметивши поставленными одесную, пойдут прочь от них, со слезами прощаясь с ними».
Что может быть ужаснее и посрамительнее того состояния душ, когда перед взором каждого откроются все наши тайные и явные дела, слова, мысли и желания, когда каждый ясно увидит всю дея­тельность другого? Иоанн Дамаскин говорит: «Это будет великий небесный стыд, когда всякий узнает другого и сам будет узнан».
Вся христианская деятельность, все наши взаимные между собою отношения должны быть основаны на вечной божественной любви. Сообразно степени любви христиан, одни поставятся по правую сто­рону, а другие — по левую. Правая сторона вообще почетнее левой; она обыкновенно предназначается для высших особ, царей и вообще старших, для близких, для родственников, друзей. Правая сторона, по слову Господа Иисуса Христа, есть место для благословенных, место для детей Божьих, наследников царства небесного, а левая — место для проклятых, отверженных, потому что они сами доброволь­но отвергались уготованных человеку благ в его загробной жизни.
Потом Иисус Христос обратится к стоящим по правую сторону и произнесёт приговор вечной участи, объясняя и причины её: при­дите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготовленное вам от сложения мира за ваши добрые дела на земце. Они (дела) прямо относятся ко Мне потому, что вы их делали Моим меньшим братьям. Вы кормили голодных, поили жаждущих, принимали стран­ных, давали одеяние имеющим в этом нужду, больных посещали и в темницах находящихся не забывали.
Истинных христиан, последователей Своих, Иисус Христос на­зывает Своими братьями, как близких Ему по духу, по расположению и по страданиям: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 50).
Потом Он обратится к христианам-грешникам, стоящим по левую сторону, и скажет: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25, 41), — за то, что вы не имели живой веры и деятельной любви. Спаситель в речи, обращенной к правед­ным и к осуждённым, ничего уже не говорит о вере, потому что вера здесь показывается делами. Следовательно, дела веры одних оправ­дывают, а других осуждают.
Другую часть окончательного суда составляет суд над нехристиа­нами, над не верующими во Христа. Этот суд Спаситель предостав­ляет совершать Апостолам: «Истинно говорю вам, что вы, последо­вавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28). Как понимать значение этого суда? Апостолы, будучи с вами, со всеми прочими иудеями, одного рода, получив одинаковое с вами образование, воспитываясь в тех же са­мых законах и по тем же обыкновениям, ведя такой же образ жизни, как и вы, — уверовали в Меня, а вы — нет. Что же препятствовало и вам поверить Мне? Поэтому они будут вам судьями! Двенадцать колен Израилевых — это имя народа Божьего, народа, избранного некогда и возлюбленного Богом. Настоящее изречение берётся в смысле всего человечества, которое так возлюбил Бог, что и Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него спасся. Возлюблен Израиль — возлюблен и весь мир: человечество, искуплен­ное Господом Иисусом Христом. Но поскольку искуплением восполь­зовались только уверовавшие, то те из двенадцати колен, которые не уверовали, соответствуют всей массе народа, не знающего своего Искупителя.
Верующие спасённые будут явным обличием для неверующих, будут уликою, судом и осуждением за неверие их.

предыдущая    следующая