Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера


Первые восприятия души в загробном мире


Мы привыкли говорить и писать о приходе смерти как о моменте: «в этот момент»; «момент умирания похож на переход из яви в сон»; «в этот момент происходит то-то и то-то» и так далее.
До этого момента человек жил, а теперь — только мёртвое тело. Конечно, смерть может быть и моментальной, как, например, при взрыве снаряда, разорвавшем тело на части. Однако при естественной смерти, когда больной или старый человек умирает в своей постели, это совсем не так. Слово «момент» удобно, так как оно чётко разграничивает два состояния тела — живое и мёртвое, однако такое обиходное понимание смерти неверно. Смерть не конец, а приход её не момент, прекращающий существование личности, а процесс перехода, занимающий некоторое, иногда продолжительное, время. В христианской литературе тоже пишется не о моменте, а о часе смертном.
Тело, как известно, состоит из клеток и тканей, и при умирании человека смерть разных тканей происходит не в одно и то же время. После смерти клеток головного мозга клетки некоторых других тканей, более примитивных, будут ещё некоторое время жить и даже размножаться. Это и позволяет хирургам делать всё более частые в последнее время пересадки органов от одного человека другому или от мёртвого живому. Поэтому с точки зрения биолога нельзя говорить о каком-то единовременном умирании всего организма. После смерти некоторых его органов или тканей другие, во всяком случае ещё какое-то время, продолжают жить. Но можно ли установить момент, когда жизнь полностью покинула тело? Констатировать смерть спустя несколько часов после её наступления несложно, признаки её очевидны. Но установить самый момент смерти тела возможно не всегда.
У постели умирающего собрались родные. Он не двигается и, кажется, уже несколько минут не дышит. Нужно ли отказаться от последней надежды и начать прощаться? Подносили зеркальце к губам — запотеет ли? Но отсутствие дыхания ещё не равнозначно смерти. Утопленников, извлечённых из глубины, иногда удавалось оживить. Врач послушает, бьётся ли сердце, проверит, есть ли пульс, реагирует ли зрачок на свет, может сделать маленький надрез кожи — потечёт ли кровь? Однако и спустя много минут после остановки сердца и прекращения кровообращения удавалось спасать жизнь людей. В поисках безусловного признака смерти организма было предложено считать человека мёртвым с того момента, когда запись электроэнцефалографа превращается из волнистой в прямую линию; это должно было свидетельствовать о безусловной смерти головного мозга. Скоро, однако, были опубликованы клинические наблюдения, показавшие, что и этот метод не абсолютно достоверен.
Раннее констатирование смерти очень важно при пересадках органов от умершего живому человеку. Сердце, почку или печень нужно вырезать очень скоро — желательно сразу же — после смерти донора, пока орган ещё жив и способен функционировать. Мне приходилось присутствовать при таких операциях. Опишу одну.
Столкновение автомобилей произошло менее получаса тому назад. Пострадавший с тяжёлой травмой головы был доставлен в больницу мёртвым. Уже раздетое и подготовленное к операции тело молодого мужчины лежало на столе. Хирург, ассистент, сестра на подаче инструментов — всё, как при обычной хирургической операции, только наркотизатора не было… При разрезах кожи и других тканей кровь не текла. Хирург спокойно вскрыл грудную клетку и обнажил сердце. Оно сначала казалось неподвижным. Но вдруг мы увидели, как по сердцу пробежала маленькая волна сокращения. Раз и ещё раз. Хирург застыл… позже он, конечно, закончил операцию. Он никого не убил и никому не повредил — у донора была травма головы, полностью исключавшая возможность благополучного исхода. Но всё же вырезать ещё живущее сердце?..
Медицина не имеет абсолютно точных критериев для определения «момента» умирания.
Христианство всегда учило, что при умирании душа покидает тело, а сейчас это подтверждают труды врачей-реаниматоров. Может быть, выход души из тела и есть момент смерти тела? Конечно, при умирании душа всегда выходит из тела, но выход её совсем не значит, что тело умерло. Умирание человека происходит не сразу, переход из жизни телесной в жизнь духовную не момент, а процесс, имеющий свою протяжённость во времени. Умершие, покидая землю, углубляются в загробный мир постепенно; вернуть к земной жизни оказывалось возможным души, достигшие разных стадий перехода, иногда очень отдалённых.
Аллегорически смерть часто изображают в виде скелета с косой. Как косарь срезает траву, так и смерть, взмахнув косой, мгновенно отделяет человека от всего живого. Аллегория не верна: смерть не такая, какой мы её себе представляем чаще всего.
В переходе можно различить несколько стадий. Учёные-медики, изучавшие только материальное, описывали три стадии: потеря зрения; потеря чувствительности, включая потерю способности чувствовать боль; полное расслабление с прекращением дыхания, кровообращения и регистрируемой мозговой деятельности. Они изучали только то, что доступно их органам чувств и аппаратуре. Таким образом, они охватывали только часть проблемы — смерть тела; в результате они видели только тёмную сторону смерти — разрушение и гибель. Христианство всегда знало больше, и не только христианство. Людям, находящимся вблизи умирающего, нетрудно было увидеть, что пришла смерть: тело стало неподвижным, дыхание прекратилось. Многие видят только это, но некоторые видят больше. Они замечают, что лицо умершего стало спокойным и как бы сосредоточенным. Жуковский, смотревший на умершего Пушкина, писал: «Раньше такого мы не видели на этом лице, ему предстояло как будто виденье».
Учёные нашего времени тоже пишут о том, что в смерти есть много неизвестного нам. Доктора Кюблер-Росс поражало выражение лица её больных перед самой смертью. Оно становилось спокойным и серьёзным. Умирающие в это время чувствовали покой и счастье и могли сказать ей об этом. Лицо выражало покой, даже когда больной умирал в состоянии депрессии и раздражения. Доктор Л.Томас, президент Слоан-Кеттерингского ракового института, объясняет отсутствие боли и страдания тем, что процесс умирания связан с каким-то другим событием, нам неизвестным. В мозгу выделяется какое-то вещество, делающее умирание безболезненным; могут быть даже приятные ощущения. Доктор Томас заканчивает такими словами: «Умирание совсем не такое, каким оно нам представляется. Видимо, происходит нечто, чего мы не знаем».
Последующее описание перехода и восприятий непосредственно после него сделано на основании христианских свидетельств и трудов современных нам учёных. Последние стадии болезни могут принести тяжкие страдания, но уже недолго — придёт смерть, и всё сразу станет иным. Обычно в последние часы и даже дни земной жизни страдания нет. Боль исчезает, и всё неприятное уходит. Когда смерть уже очень близка, в сознании умирающего постепенно тускнеют картины земного мира и на их место приходят картины мира загробного. Ощущения не прекращаются, но меняется их источник и меняются органы, их воспринимающие. Он или она всё ещё в этом мире, но вам ясно, что они уже немного и «там» и видят что-то новое, вам недоступное. Они очень спокойны.
Я помню, как умирала от рака груди одна милая старая женщина. Она лежала на кровати лицом к стене. Подниматься она уже не могла. Лицо совсем бледное, без кровинки. Дыхание едва заметное, но ещё регулярное. Она неподвижна, но будто всматривается во что-то. Сухие губы. На вопрос: «Дать вам воды?» ответила чуть слышно: «Да, пожалуйста». Отпила маленький глоток и снова отвела взгляд и сразу ушла от меня, от этого мира. Она умерла через несколько часов.
Мой друг рассказал мне, как умирала его тёща. «Она была в другой комнате. Слышу бормотанье: «О… о… о». Я вошёл. Она лежит с широко раскрытыми глазами и мычит. Спросил: «Что с вами?» Не отвечает, но пошевелилась в кровати. Я приподнял её, спросил: «Вызвать «Скорую помощь?» Она покачала головой и жестом показала: «Не мешай», а смотрела куда-то. Вдруг стала легко дышать, и лицо её просветлело. Я опустил её на подушку и тихонько вышел. Скоро после этого вернулся — она умерла… У неё было озарение, она просветлела и чуть ли не улыбнулась. А вот когда была мёртвой, снова суровое и даже жёсткое лицо».
Медицинские сёстры, работающие в детских больницах, рассказывают, что дети перед смертью часто беседуют с уже умершими родными. А больничные сиделки часто являются свидетелями разговоров умирающих стариков со своими ранее умершими друзьями.
Кроме своих родных и друзей умершие встречают в загробном мире и других духов — светлых и тёмных. Умирающие часто видят и воспринимают то, что живым и здоровым людям недоступно. В богословской литературе есть много сообщений о том, что называют «духовным зрением». Епископ Игнатий поясняет: «Человек делается способным видеть духов благодаря некоторым изменениям в его органах чувств. Он не замечает того, как происходят эти изменения, и не может объяснить их, он вдруг замечает, что начал видеть то, чего раньше не видел, и слышать то, чего он раньше не слышал». Человек, ещё живя на земле, связан с двумя мирами. Апостол Павел писал о «человеке внутреннем» и о «человеке внешнем». При умирании духовное зрение часто открывается ещё до смерти. Все ощущения, идущие от земного мира, постепенно слабеют и угасают. Одновременно начинают восприниматься образы духовного мира — сперва как неясные отблески, а потом всё реальнее и ярче. Умирающий может видеть умерших, с кем он был близок на земле. Господь дарует эти видения, чтобы объяснить умирающему, что мир, в который он вступает, не совсем чужой.
Душа покидает тело, когда оно ещё живёт. Об этом пишут многие, в том числе и православный богослов А.Н. в «Сергиевских листках» 1930—1931 годов: «Тело ещё борется со смертью, а душа уже свободна, она уже вне тела и парит вблизи… Это объясняет те нередкие случаи, когда душа, в форме земного тела, появляется вдали от тела своим любимым людям». Душа умирающего стремится к близким, и тогда муж может ощутить присутствие любимой жены или мать — присутствие сына, умирающих в это время вдали от них. Это происходит перед наступлением смерти.
Сознание умирающего постепенно отрывается от нашего мира. Слабеет зрение, слабеет слух, всё вокруг становится неважным и неинтересным. Внимание всё больше обращается к новым образам, он видит и воспринимает что-то нездешнее. Он уже примирился и готов покинуть этот мир и перейти в другой. Христианство советует в этот момент молиться. При спокойном ожидании и наблюдении не будет неразумного страха смерти. В это время чрезмерно шумная печаль родных может помешать ему или ей тихо и спокойно перейти в вечность. Есть сообщения, что больные, бывшие близки к смерти и несколько раз возвращённые к жизни усилиями врачей, просили больше не делать этого. «Там» хорошо, и они просят отпустить их. Одна из умиравших просила больше не молиться о её выздоровлении. Несколько раз дыхание её останавливалось, но её возвращали назад, к жизни. Наконец пришёл день, когда она очень спокойно попросила родных перестать молиться; родные перестали молиться о сохранении её жизни, и она скоро умерла.
Самые первые восприятия души после её выхода из тела не всегда одинаковы. Некоторые люди слышат лёгкий шум в голове, как бы звон колокольчиков или тихую музыку. Может быть мимолётная потеря сознания, а затем вдруг умерший начинает очень ясно воспринимать окружающее, но уже совсем по-иному. Очень скоро появляется яркий свет. Иногда первым восприятием бывает выход души из тела. Все мы, умирая, почувствуем отделение нашего безсмертного «Я» от временного дома — физического тела. Одна умирающая женщина сказала: «Я выхожу, а тело — пустая оболочка». Эта женщина и все другие никогда не говорили, что из тела вышла их личность или душа. Из тела вышло «Я», и «Я» потом наблюдало со стороны своё тело и всё, что с ним делали врачи.
Однако о выходе души из тела говорили далеко не все возвращённые из загробного мира к жизни на земле. Иногда переход настолько незаметен, что умерший может некоторое время не понимать, что происходит. Он всё ещё продолжает считать себя живым. Некоторые слышат, что врачи объявляют их мёртвыми, но в их сознании это не фиксируется. Живя на земле, мы представляем себе смерть либо как небытие, либо как какую-то мгновенную и радикальную перемену, а умерший продолжает видеть и слышать, как прежде. Его душа, выйдя из тела, оказалась не в «другом мире», а в той самой знакомой обстановке, в которой её застала смерть тела (операционная, поле сражения, разбитый автомобиль). Неудивительно, что мысль о собственной смерти в голову не придёт. Однако скоро он начнёт замечать, что происходит что-то странное. Сам он не стоит на земле, а парит в воздухе, видит в стороне, отдельно от себя, своё собственное тело… И постепенно приходит подозрение: «А не умер ли я?»
Он не пугается. Иногда может быть минутный страх или чувство одиночества, но они быстро проходят. Одиночества в смерти нет, его встретят умершие родные и другие духи. Очень скоро появится его Ангел Хранитель, который может сказать: «Я помогал тебе до этой стадии твоей жизни, а теперь я передам тебя другому». Мы не можем быть одни: Ангелы Хранители, «помощники», умершие любимые, бывшие с нами при жизни на земле, встретят нас и помогут нам. Все мы пройдём через это. Это должны будут пережить все люди. Эти ощущения появляются тогда, когда уже нет никаких признаков жизни. Умерший, переступив порог вечности, видит людей, слышит их слова, может попытаться помочь им или что-то сказать, но скоро убеждается, что его не замечают. Войти в контакт с живущими он не может. Скоро он увидит свет, а затем перейдёт дальше, в другой мир. После перехода меняется не только отношение души к окружающему. Какие-то изменения происходят и с ней самой.
В мифах Древней Греции Харон перевозил умершего через реку забвения — Лету, и, вступая в царство теней, умерший забывал всё, что случилось с ним за время земной жизни. Теперь мы знаем, что это не совсем так. Душа теряет не всё; всё вечное и главное сохраняется. Но мы знаем также, что душа теряет интерес ко всему материальному. Этому есть много свидетельств. Душа, вышедшая из тела во время хирургической операции, смотрит, «как незаинтересованный наблюдатель», на то, что делается с её собственным телом. Такую незаинтересованность, угасание эмоций отмечали многие из вернувшихся. Не только умерший теряет интерес к окружающему, но и люди, бывшие вблизи него, тоже иногда теряют эмоциональную связь с ним.
Когда умерший понял, что он умер, он всё ещё смущён, он не знает, куда идти и что делать. Некоторое время его душа остаётся вблизи тела, в знакомых ей местах. Потом она перейдёт в иной мир, но в эти первые минуты, часы она может посетить дорогие ей места на земле и людей, бывших ей близкими. Перешедший в загробный мир скоро начнёт видеть, что у него всё ещё есть тело, хотя и совсем иное, чем то, которое он покинул. Рассказы вернувшихся отрывочны и иногда не очень ясны. «Это было, ну как облако»; «Выйдя из тела, я будто вошёл во что-то другое. Я не думаю, что я был ничем. Я имел другое тело… оно имело форму, и я имел что-то, как руки»; «Моё «Я» имело плотность почти физическую, но не совсем… как что-то волнистое… как облако… веса не имело… Это очень трудно описать». Некоторые видели себя в их обычном земном облике, иногда в более молодом возрасте. Некоторые не видели себя вовсе. Почти все воспринимали вышедшего себя как нечто неосязаемое, нематериальное: «Себя я не чувствовал». Всем, пытавшимся рассказать свои переживания, было трудно описать себя, будто материи почти или вовсе не было, но легко говорили о том, что они могли делать.
Протоиерей Сергий Булгаков поясняет, что в загробном мире нет лиц и тел, как это было на земле; есть только души. Но они показывают свои внутренние качества; души как бы одеты ими, и по этим качествам умерший узнает тех, кого он любил при жизни. Душа встретит также существ, похожих на нас, но гораздо более могущественных, — светлых и тёмных.
У души восприятия и мысли яснее, чувства острее, она ближе к Божественной природе. Такая ясность восприятия существует с первого момента жизни «там». В загробной жизни исчезнут все физические недостатки, дефекты ума и всё временное и ненужное. Душа сохранит всё то, что достойно сохранения в вечности. Останутся и все её основные качества; не бывает двух совершенно одинаковых людей, как не бывает и двух одинаковых снежинок. Индивидуальные черты сохраняет и душа.
В загробном мире душа будет развиваться в том направлении, которое она начала на земле, — к добру или злу. Непосредственно после перехода личность имеет тот же уровень знания, как при умирании тела, но рост её в Божественном свете будет идти с большей силой. Об этом пишет архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Наш внутренний трансцендентальный человек, освобождённый от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, глубине и долготе. То, что непостижимо земным умом, станет понятно озарённому Христовым Светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека».

предыдущая    следующая