Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Причины смерти. Предчувствие или желание?


М.Лодыженский в своей книге «Свет Незримый» пишет: «Предсмертное состояние человека и самый момент его смерти являются для него наиважнейшим переживанием… Смерть — это, в своём роде, главнейший экзамен человеку… насколько его мировоззрение осмыслило самый факт смерти… сделало его лёгким или даже радостным…» Во все века христианства, кроме самых последних, люди старались дать умирающему отойти достойно, по-христиански.
Люди, верящие в Бога, в безсмертие души и загробную жизнь, обычно умирают легко, но страшатся скоропостижной смерти или, говоря точнее, боятся не столько самой смерти, сколько последствия ухода души из тела без покаяния, без молитвы, без примирения с Богом. Иное с человеком совсем неверующим. М.Лодыженский пишет: «Что может представлять собою смерть человека, в коем внедрено сознание, что смертью он совершенно уничтожается? Такая смерть — это или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния». Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно. Вот как выразил своё желание один из них: «Если уж нужно умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться». Они хотят умереть без страдания, без мыслей, ничего не чувствуя, — был и нету. Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает, но панически боится её. В этом их желании — большая ошибка, такой смерти — без мыслей и каких-либо ощущений — они не получат. Физических мучений в смерти нет, но страх и трудные восприятия останутся, потому что в смерти сознание не теряется и исчезновения личности нет. Даже если он умрёт во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Кроме того, при таком понимании смерти и желании ничего не чувствовать эти безпомощные люди, полные страха, теряют весь период терминального роста души, полного радости и примирения. Нам, наоборот, нужно благодарить Бога, если смерть не застала нас врасплох и нам дано время подумать и приготовиться.
Прежде чем писать о причинах смерти человека, нужно оговориться. Душа безсмертна, поэтому говорить можно только о причинах смерти тела и, что не совсем одно и то же, о причинах выхода души из тела. Нет, конечно, смысла упоминать тяжёлую травму или перечислять разные болезни, разрушающие какой-либо жизненно необходимый орган: здесь причина смерти ясна. Но бывают случаи, когда тело выглядит здоровым и жизнеспособным и когда кажется, что умирать нет никакой причины, а человек тем не менее умирает. Многие хирурги смогут припомнить больного или больную, которые перед неопасной операцией вдруг говорят: «Я операции не перенесу». Это не страх. Говорят они это естественно и спокойно, как о неизбежно ожидаемом событии. Больной был перед операцией обследован — сердце, лёгкие, кровь и всё прочее в порядке, — и тем не менее осторожный хирург оперировать не станет, особенно если когда-то в прошлом он встретился с подобным случаем.
Русский крестьянин прошлого века, обычно старик, но без какой-либо опасной болезни, решает, что его время пришло, и говорит об этом родным. Он надевает белую рубаху, его укладывают на лавке под образами, дают в руки горящую свечу. И он вскоре умирает. Что это было? Предчувствие? Только предчувствие? Скорее всего, это было желание и призыв, подсознательный призыв, смысл которого: «Я уже готов, хочу перейти туда, прими». Можно вспомнить много подобных случаев и ситуаций. Знает это и художественная литература, даже и нашего безбожного века.
Есть рассказ Ф.Абрамова «Последний старик деревни». Автор после многих лет приезжает в свою деревню. Встречает знакомого старика. «Похудел, высох… да ты ли это?» — спрашиваю. «Я, парень, я… на другую фатеру приказано перебираться». Слов утешения старик не принял. «Нет, нет, не утешай, — отгулял своё. На почту это ходил. Деньги на похороны сымал. Было 600 рублей накоплено, всё снял. Не хочу, чтобы дети на меня разорялись. И хочу проститься с земляками по-хорошему: чтобы все, кто придёт, были угощены». Старик умер в тот же день, под вечер, когда садилось солнце… Спал он обычно на своей кровати, а тут вдруг запросился на пол. Взрослые дети устроили его на полу. «А теперь Матрёна (жена) пущай ляжет рядом со мной». Дети пытались отговорить — «нехорошо ведь», но он настаивал. Матрёну, уже три года бывшую не в своём уме, положили рядом с ним. К ней, видимо каким-то чудом, в эту минуту вернулся рассудок, и она неловко охватила мужа суковатыми руками. «Вот и ладно, — прослезился старик. — А теперь оставь меня одного, я помирать буду». И вскоре на глазах у всех умер».
Смерть, когда не видно никакой физической причины, учёные называют «психологической смертью». Причины они не нашли, но название придумали, и всё выглядит как бы объяснённым. Хорошо известно, что в критическое время тяжёлой болезни исход — жить или умереть — во многом зависит от желания больного. И не только во время опасной болезни. Если человек уверен, что он скоро умрёт, и спокойно говорит об этом как о чём-то очевидном, он, вероятно, скоро умрёт. Ф.М.Достоевский утром 28 января 1881 года спокойно сказал: «Я знаю, я должен сегодня умереть». Вечером он умер.
Желание и готовность перейти в другой мир, сознательные или безсознательные, чаще возникают у старых людей, но бывают и у молодых. «Природа» часто идёт навстречу такому желанию. Уныние, депрессия, потеря интересов и энергии, разочарование, безцельность жизни рождают желание «уйти от всего этого» и приводят к появлению и развитию разных болезней, включая и рак. Наполеон, ещё далеко не старый и недавно бывший полным энергии, в ссылке на о.Святой Елены теряет всякую надежду, скоро заболевает раком и умирает. Солженицын, имея раковую опухоль, знает, что должен ещё много сказать всему миру, хочет сделать это и выздоравливает. Сильное желание рождает в человеке и в природе какие-то силы, которые способствуют осуществлению его желания. Другим источником жизненной силы, ещё более могущественным, чем желание, может быть вера в Бога и понимание, что наша жизнь и смерть в Божьей воле, а нам нужно просто делать на земле то, к чему мы призваны. Такие люди часто доживают до глубокой старости. У людей же без веры часто появляется ощущение безцельности существования и желание уйти; в результате возникают какие-либо психологические, а потом и физические болезни.
Смерть имеет не только внешние, но и внутренние причины. У физической смерти часто есть внутренняя психологическая причина. О роли депрессии и чувства безцельности жизни уже сказано, есть, однако, много и других причин. Любое сильное неожиданное переживание может привести к моментальной смерти. «Умер от испуга» — не только оборот речи. На войне солдат может умереть в момент близкого разрыва снаряда, не получив никаких повреждений. Люди умирают и в приступе глубокого горя или даже при неожиданной большой радости. Пишут, что смерть может быть результатом мысленного внушения, о котором его жертва ничего не знала. В древности и в Средние века верили в действенность заклинаний и проклятий. Причина смерти может быть совершенно тривиальной и непонятной. Смерть может наступить в момент любого мелкого, но острого ощущения, связанного с опасением или ожиданием неприятного.
Один из таких очень горьких случаев произошёл в моей практике. Мой пациент, крепкий мужчина средних лет, получал раз в неделю внутримышечные инъекции. Их можно делать безболезненно, вкалывая иглу в момент шлепка ладонью по ягодице. Шлепок не сильный, должен быть острым и коротким. Боли нет, но от неожиданности больной может вздрогнуть. Мой пациент уже получил две или три такие инъекции, но каждый раз был безпокоен, ожидая безобидного укола. При его последнем визите ко мне, получив укол, он упал ничком на пол без дыхания и без пульса. Я в тревоге бросился поворачивать его на спину, чтобы сделать сердечный массаж, но он вдруг вздохнул, и через несколько минут мы мирно и посмеиваясь беседовали о происшедшем. Я не придал всему этому никакого значения — простой обморок. Через два дня я уехал в месячный отпуск. Следующую инъекцию делал мой заместитель. Произошло то же, что и после моей инъекции. Больной упал, но на этот раз жизнь не вернулась. Он умер.
В известной книге «Откровенные рассказы странника» описан следующий случай. Крестьянский обоз. Подъехали к проточному пруду с ледоходом. Молодой крестьянин испытывает желание выкупаться. Начинает раздеваться. Его отговаривают, не пускают. Он вырывается. «Ах так, ну вот тебе!» — и шутя обливают его холодной водой из ведра. Он вскрикивает: «Ах, как хорошо!» — ложится на землю и умирает. Было вскрытие — ничего не нашли.
Психологическая настроенность имеет громадное значение. Были проведены интересные опыты на крысах. Если обрезать крысам усы, их сопротивляемость падает, и в воде они тонут быстрее, чем  крысы с усами.
Смерть, а также и жизнь, какими мы их знаем на земле, могут показаться безсмысленными. Родился ребёнок, его воспитывали и учили, а он умирает, не успев ничего сделать в жизни. Безпомощный старик живёт, а юноша умирает. Невеста умирает сразу после венца. Солдат идёт домой с войны и погибает, попав под автомобиль. Смысл может быть только в том случае, если смерть тела не конец существования личности. Смерть солдата может показаться безсмысленной и несправедливой. На войне он подвергался опасности и жил безрадостно и трудно. Ночи без сна, иногда в холодном и мокром окопе, приходилось и голодать, усталость, грязь. Был ранен и намучился немало. Было, конечно и хорошее: тесная дружба с товарищами, о себе не думал, делился иногда последним куском хлеба, рискуя жизнью, вынес раненого товарища из зоны огня. Теперь война кончилась, и он хотел наверстать потерянное — пожить в своё удовольствие — есть, ну и выпить, и хорошо провести время. Думал о ещё молодой и любимой жене, но… на селе много одиноких женщин… Есть много и других соблазнов, а он ещё молод и после долгих лет войны хочет наслаждаться жизнью. Спасительны такие мысли? Что ждёт его?.. И вот идёт он со станции домой — и вдруг почти моментальная смерть под автомобилем. Предсмертной болезни не было. А что если бы была? Как перенёс бы он крах всех своих надежд? Примирился бы с судьбой? С Богом? За что ему такая жизнь и смерть?
Что было бы, знает Господь, и Он посылает человеку такую смерть и в такое время, когда человеку это лучше всего.
Жизнь человека на земле нужна только для формирования духа, поисков того пути, по которому душа пойдёт в жизни вечной. Это даёт ответ на все наши недоумения и объясняет раннюю смерть праведников, длинную жизнь плохих людей (которым Господь даёт время понять и изменить свои пути) и все те смерти, которые нам могли казаться безцельными и ненужными. Важны не дарования и способности, которыми мы владеем, а то, как мы ими пользуемся. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Физическая смерть имеет для своего наступления внутренние времена и сроки».
У смерти есть свои внутренние причины; внешние факторы — болезни и несчастные случаи — ведут к смерти человека тогда, когда дальнейшее земное существование уже не имеет смысла для жизни души. Время нашей жизни и смерти в руках Господа. Час смерти часто связан с духовной миссией человека. Праведник иногда хочет умереть и просит об этом, но Бог может оставить его жить дольше.
Некоторые люди недоумевают, почему Господь не дал нам предвидения смерти, если помышление о ней столь благотворно. Святоотеческие писания поясняют, что это нужно для нашего спасения: «Ибо… человек, задолго предузнавший время своей смерти, проводил бы жизнь свою в беззакониях и на самом исходе из сего мира приходил бы к покаянию. Но от долговременного навыка грех делался бы в человеке второю природою, и он оставался бы совершенно без исправления».
Предвидения смерти нам не дано, но предчувствие смерти бывает нередко. Предчувствие — это не страх смерти, в известной степени они даже противоположны друг другу. Страх смерти чаще всего бывает у нераскаянных людей плохой жизни, отвергающих Бога. Для них смерть означает потерю всего, что они знают и любят. Они её боятся и не хотят, предчувствие смерти у них бывает очень редко. Могут быть предчувствие и боязнь чего-то плохого после смерти, но её близости они не чувствуют. Даже наоборот, до самого конца они могут не видеть явных признаков её приближения, как у Солженицына в «Раковом корпусе»: «Уж кислородную подушку сосёт… а языком доказывает «не умру».
Человек праведной жизни часто предчувствует свою скорую смерть, он не боится, просто спокойно ждёт, а иногда хочет её прихода. После естественной и неисковерканной жизни он и смерть принимает как что-то естественное и нормальное. Вероятно, это похоже на то, как человеку, уставшему от дневных трудов, хочется заснуть. Его смерть будет мирной и лёгкой, как засыпание, как успение.

предыдущая    следующая