Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВИДЕТЕЛЬСТВА О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ

Со дня Воскресения Христова даже и доныне не прекращаются разногласия между людьми, и они будут продолжаться до скончания века. Народы разделились на два противоположных лагеря в отношении к Божественной Личности Господа нашего Иисуса Христа. Одни являются Его последователями и учениками, другие сделались Его врагами. Одни верят в Его Божественное пришествие на землю, другие же сомневаются в Его снисхождении к людям и не верят в то, что Он пришел на землю, дабы спасти весь род человеческий.

Можно ожидать, что такое же разделение произойдет и с читателями данной книги. Мы не исключаем того, что некоторые из них подвергнут сомнению рассказ о. Митрофана. Что же касается верующих, то они не имеют нужды в доказательствах своей веры, однако мы считаем, что этот рассказ принесет им некую духовную пользу, так как он укрепит их веру и согреет их сердца любовью к Воскресшему Христу. У слабых в вере, у сомневающихся и неверующих откровенный рассказ о. Митрофана, скорее всего, не устранит сомнений. А для ищущих доказательств от разума даже самые безспорные и неоспоримые свидетельства и факты покажутся неубедительными, как например для автора книги «Святые Места. Торговля верою и соучастие в обмане со Святым Огнем» К. Димопулоса.

Но все же приведем несколько подобных фактов.

1. Слева от входа в Храм Воскресения Христова находится колонна с трещиной посредине Она служит убедительным свидетельством того, что на этом месте когда-то произошло чудо. В 1517 году при Салиме II армяне задумали лишить православных Благодатного Огня, изгнав их из Храма. Тогда на глазах у всех совершилось чудо. Колонна треснула, и из образовавшейся в ней щели появился Благодатный Огонь. Это событие не могли отрицать даже самые непримиримые враги Православия.

Однако неверующий станет рассуждать по своему разуму: «Колонна действительно треснута и черна от дыма, но возможно ли, чтобы от Святого Огня исходил черный дым?»

Но ведь Бог Всемогущ, а человеку не дано знать советы Божий или постичь Его цели. Бог есть Огонь и Жизнь. Он есть Животворящая Сила. И этою силою Своею Он просвещает и хранит жизнь всякой твари. Светом и Источником жизни является не только Бог Отец (Иак. 1,17). Свет есть и Сын (Ин. 8, 12). Свет есть и Дух Святой, и апостол Павел призывает верующих «ходить во Свете Духа Святого» (Эф. 5, 9). Известно, что Бог Отец являлся не только в виде Огня или в Светлом Облаке, но и в дыме огня. Когда Моисей поднялся на гору Синайскую, чтобы получить скрижали Завета, он услышал «громы и молнии и видел густое облако... Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи...» (Исх. 19,16-18).

Бог не принимает от нас распоряжений, в каком виде Ему явиться. Бог свободен и все происходит по Его Божественной воле. Он и в Колонне Храма Воскресения явился «в огне и в дыме, как дым из печи» во свидетельство верным. На Синайской Горе все и по сей день покрыто черным дымом «от молний», озаривших то место. Почему же Колонне Святогробского Храма не быть закопченной дымом?

Неверующий скажет: все это подстроено, чтобы легче было бы обманывать легковерных людей. Но «легковерных» не так уж и мало. К ним относятся миллионы верующих во всем мире. Они верят в Благодатный Огонь, как верят и в то, что из Колонны вышел Благодатный Огонь во свидетельство Истины Православия.

2. Присутствие иноверцев

Когда совершается служба Благодатного Огня в Великую Субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы. По логике вещей невозможно предположить, чтобы они соучаствовали в «торговле» и в «обмане».

Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви. Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым Епископом и основателем которой был Св. Иаков, брат Божий.

Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный Огонь из рук Патриарха. Стоя пред ним на коленях, они целуют его правую руку. Мы бы хотели задать вопрос: возможно ли, чтобы иноверцы покорились лжи? Веками они пребывают непоколебимыми в своих верованиях, так неужели же они покорятся «этим обманщикам, которые разыгрывают всю эту Божественную Комедию, для того чтобы обмануть каких-то 7-10 тысяч доверчивых паломников». Отрывок взят из книги «Святые Места. Торговля верою и соучастие в обмане со Святым Огнем» К.Димопулоса.

Очевидно, этому писателю ничего неизвестно об инославных. А он должен был бы знать, что они никогда не склоняли свои выи пред догматическими расхождениями, имеющимися между нашими вероучениями. Так неужели бы они покорились в этом единственном случае, если бы сами не удостоверились в истине Благодатного Огня?

3. Еще два факта свидетельствуют непреложную истину о Благодатном Огне: освидетельствование и контроль. И сами эти факты г-н Димопулос, представитель неверующих, сомневающихся и отрицающих все на свете, называет в своей книге «обрядом» или «странным зрелищем, какое только можно было бы вообразить... «.

Что же это за освидетельствование? Как уже говорилось, иноверцы самым тщательным образом проверяют буквально все внутри Кувуклии, чтобы убедиться, нет ли на Гробе зажженной лампады или какого-нибудь другого зажженного предмета.

Осмотрев Гроб Господень, они выходят оттуда, и начинают обыскивать Патриарха, стоящего у входа в Кувуклию. Они самым тщательным образом проверяют его с головы до ног, чтобы убедиться, не припрятано ли им какого предмета, из которого он мог бы извлечь огонь. Этот обыск происходит пред лицом всего присутствующего в этот день народа: пред послами, консулами, представителями наций, местными властями, пред представителями прессы и сотрудниками средств массовой информации.

Кто же станет отрицать Истину Благодатного Огня после всех этих мер, предпринятых иноверцами?

После всей этой тщательной, скрупулезной проверки, Патриарх входит в Кувуклию, но он не входит туда один. Вместе с ним входит туда армянский священнослужитель и представитель монофизитской Церкви.

Представитель инославной Церкви, словно современный электронный глаз, следит за каждым движением, за каждым шагом, за каждым жестом Патриарха. Вся эта процедура производится с одной лишь целью — уловить какое-нибудь подозрительное движение Патриарха. Он объявил бы о том, что Православие прибегает ко лжи с целью обмануть народ. И подобные «перлы» мы, к сожалению, слышим теперь не из уст еретика, но из уст православного писателя и врача Димопулоса! (См. его кн. стр. 38-47).

4. Свидетели-очевидцы.

В заключение надо вспомнить и о существовании многочисленных свидетельств очевидцев.

Множество благочестивого народа сподобились видеть Благодатный Огонь. Каждый в меру своей веры видит совершаемое у Гроба Господня поразительное чудо.

Возникает вопрос: неужели все эти люди, самых разных возрастов и национальностей, видят только иллюзии? Неужели это просто обман чувств? Или быть может, они все вдруг заодно согласились говорить неправду лишь для того, чтобы обмануть толпу? Всех этих людей писатель К. Димопулос называет «людьми с неустойчивой психикой, неуравновешенными, одержимыми ложными иллюзиями и ложными чувствами». Неужели только один г-н Димопулос вполне здоров, находится в здравом уме и настолько мудр, что берется судить о фактах веры с позиций логики?

Некоторые недоумения:

Часто приходиться слышать: почему столько людей удостаиваются видеть Благодатный Огонь, и почему каждый из них видит Его по-разному? Почему же не видит Его Патриарх или его Представитель? Неужели они недостойны видеть его? Или же нет у них веры?

Ответим на это: священник, совершающий таинство Евхаристии редко сподобляется видеть то, что он совершает. Ведь иначе он был бы объят таким страхом и трепетом, что лишился бы возможности совершать сие Таинство, пребывая в изумлении. Когда пророк Захария во время каждения в алтаре храма Божия увидел Архангела предстоящего рядом с Жертвенником, то от страха он лишился дара речи (Лк. 1, 8-22). Что бы случилось со священником, если бы он каждый раз видел совершаемое Таинство на Жертвеннике во время Проскомидии, и вообще, если бы он видел все Таинства? Он либо упал бы на землю замертво, либо превратился бы в соляной столп от сих страшных видений.

Еще одно справедливое недоумение может возникнуть у читателя данной книги относительно попытки о. Митрофана проникнуть внутрь Гроба Господня. Раз тогда ему удалось проникнуть в Кувуклию, то и теперь было бы легко кому-то скрыться в ней, чтобы соучаствовать вместе с Патриархом в обмане.

Но соучастие в этом деле совсем не легкое дело. О. Митрофан вошел внутрь Гроба, испытав страшную агонию. Его попытка остаться в Кувуклии незамеченным стоила ему колоссального напряжения, превосходящего все человеческие силы.

То опасное и чересчур смелое дело, на которое решился когда-то о. Митрофан, имело только одну цель — восполнить недостаток веры. Он решился на это не для того, чтобы быть соучастником в обмане. Как раз наоборот, он поступил так, чтобы увериться в истине. Он дерзнул на это как раз для того, чтобы раскрыть обман. За это Бог сподобил его узреть Благодатный Огонь, даровал ему благодать стать свидетелем истины и горячим проповедником этой неложной Истины Благодатного Огня.

После рассказа отца Митрофана православные монахи тщательно проверяют все те места в Св. Кувуклии, которые он описал. Ведь то, что произошло тогда, стало уроком, а уроки не забываются.

предыдущая    следующая