Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДЕРЕВЕНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ

В недавние времена, насаждая в России чужеродные обычаи, обряды, верования, средства массовой информации учили нас пить молоко только двухпроцентной жирности, ибо так пьют американцы, а чай пить с молоком, ибо так пьют англичане. Ну, пьют американцы разведённое молоко — и пускай пьют. А вот за чай мне стало обидно. Сидя в Москве, журналисты считают, что чай пить по-русски – это обязательно «вприглядку» и со свистом.

Но давайте посидим за чаем в прежней русской избе, где стены и потолок сияют янтарем, а пол отмыт до белизны и устлан яркими половиками. Стол стоит в углу, возле лавок. Лавки пристенные широкие, прочные. Сидеть на них спокойно и удобно. С других сторон ставят перекидные скамейки. В каждой избе есть еще и девичья скамейка, но она к столу не годится. На ней девки с прялками сидят. А вот стульев нет. Стулья – изобретение немецкое. Появились у нас со времен Петра и звучит по-русски почти так же, как по-немецки: Stul. Но прошу к столу. Наш стол накрыт чистой белой скатертью. На голый стол еду никогда не ставили. Борис Шергин в своих рассказах о поморах пишет, что на промыслах в летних становищах жили одни мужики. Со стен сажа, а без чистой, хотя бы холщёвой скатерти, помор за стол не сядет.

На подносе стоит кипящий самовар. Поднос необходим. Из самовара через решетку может выпасть уголек и прожечь скатерть, да и из краника может брызнуть, когда чай наливаешь.

Наш самовар начищен до блеска и громко шумит. Труба прикрыта крышкой, лишь маленькая щелочка оставлена. Она позволяет проникать к углям воздуха ровно столько, чтобы самовар во время всего чаепития шумел, пел, попискивал, но ни в коем случае не заглох.

На столе, кроме самовара, расставлена посуда. Любили наши предки красивую яркую посуду. Так и переливается она золотом, синью небесной, яркой зеленью. Белизна – только внутри чашки. Под стать чашкам и чайник заварной на самом верху самовара на конфорке красуется.

Но вот еще одна неизменная деталь русского крестьянского чаепития. Это довольно широкий глиняный горшок с топлёным молоком. Он только что из печки. Молоко еще пузырится и шевелится рядом с раскалёнными краями. А сверху, на густой желто-красной пенке, лежит широкая деревянная ложка. Скорее всего, уже мало кто помнит вкус и вид такого топленого молока. Поэтому решусь описать подробно его приготовление. Здесь главное, конечно, русская печка и глиняный горшок. Глиняная посуда – корчаги, горшки, кашники, кринки, плошки, топники – канцерогенными качествами не обладала, никаких отрицательных воздействий на пищеварение не оказывала.

Ставился горшок в печь, когда дрова уже прогорели, жар загрёбен, помелом хорошо выметен под. Когда молоко закипит, отодвигают его в сторонку. Там на молоке поднимается и румянится пенка. Следят, чтобы пенка не стала коричневой, только зарумянилась. Тогда ее опускают, погружают в молоко. Так 3-5 раз. Качество пенок и цвет молока зависят от того, сколько времени молоко топилось в печке. Пенка разбухает, пропитывается жиром и приобретает необычайно приятный вкус и аромат.

Но вот горшочек ставят возле самовара. У самовара устраивается хозяйка. Если хозяйка в солидном возрасте, чай разливает старшая невестка, а у младшей невестки самое неудобное место – на самом краю стола, за самоваром. Её и не видно. Бывало, заговорится хозяйка за столом, забудет про свою обязанность, а старуха, что живет в семье «на покое», прикрикнет на нее: «Дуняха! У тебя самовар-то погаснет. Подложи-ка угольков!» Спохватится Дуняха, заглянет в трубу и подкинет холодных углей на один, оставшийся там красненький. Самовар сразу начинает шуметь. «Ишь, угодничек-то нашь снова запел», – удовлетворенно замечает старуха.

Чай подается прежде всего хозяину, а если в доме гость – то гостю. Сначала в чашку льют 2-3 ложки молока, потом чай по вкусу, а остальное доливается кипятком. Заварной чайник сразу доливают и ставят на конфорку.

К утреннему чаю всегда подается горячий пирог. Пусть ржаной и начинка картошка, но обязательно пирог. Любимыми были пироги с крупой. Обычно это была овсяная крупа домашнего помола. Крупу насыпали в кашник, заливали кипящим молоком, закрывали крышкой и ставили на тёплую печку. Крупа разбухала и пропитывалась молоком. Перед тем, как намазать ее на пирог, подсаливали и разводили густой сметаной. В жаркой печи крупа в сметане кипела, покрывалась румяной корочкой, заплывала по верху маслом.

Так чаёк попивается, и беседа не прекращается. Своя семья не мала, да и гость за столом может оказаться. Самовар большой – всем хватит. А не хватит – еще поставят. Пьют, потеют, полотенцем утираются. Оба конца на ладони берут и вытирают лицо, шею и даже взмокшие волосы. О таком чаепитии сами же и говорят с юмором: «Ничего, попили чайку: самовар до поту, да самовар после поту». Не по этой ли причине не знали русичи ни болезней почек, ни остеохондроза?

Насладившись чаем, чашку опрокидывают или кладут на бочок на блюдце и отодвигают. Чаепитие окончено.

предыдущая    следующая