Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СЕМЕЙНЫЕ КОРНИ

Служащие трактира в доме Перцева на ЛиговкеБез корней и растение засыхает. А как создать здоровую семью, вырастить достойных детей, если семья твоя появилась ниоткуда и идет в никуда. Нет ни будущего, ни прошлого. О чём говорить с подрастающим сыном, на кого опереться, кого поставить в пример? Своё будущее приходится создавать самим и, как ни странно, помогают нам в этом наши предки, давно ушедшие из жизни. Нужно беречь всё доброе, что хранится в нашей памяти о наших родных. В большинстве случаев наши родные, уже ушедшие от нас, были самыми простыми, обыкновенными людьми, но это ещё не значит, что их жизнь совсем неинтересна для нас. В их жизни было слишком много трудностей, но они преодолевали их, растили нас. Если повнимательнее присмотреться, их опыт пригодится нам в создании нашей семьи, независимо от того, положительный он был или отрицательный, они помогут нам вырастить наших детей благодаря, а может быть, и вопреки тем качествам. которыми они обладали.

В моем роду не было выдающихся личностей, но эти заурядные русские люди были всегда необычайно ярки и интересны. Мне было чему поучиться у них.

Историей своей семьи, предков наших, я стала интересоваться очень поздно, когда сама уже сложилась как человек. А в молодые годы меня просто удивляла болтовня моих тётушек о нарядах, о женихах, о знакомых. Мне было удивительно, как можно помнить, какие шляпки покупали в Питере, если всё это было еще до революции!!!

Но позднее у меня проснулся жгучий интерес к прошлому вообще. Интересовали история, этнография, фольклор. Стала записывать рассказы тетушек об их молодости, о родственниках, деревенских праздниках. Конечно, заниматься специально этим было некогда, все делалось урывками, наспех. Многое терялось, забывалось, но интерес к предшествующим поколениям и к истории России прочно утвердился в нашей семье.

Я стала просить папу писать свои воспоминания. Купила ему толстую тетрадь в зелёном переплете. Он очень обрадовался этой идее, но через несколько дней тетрадь вернул и сказал, что писать не может, не получается. Я удивилась, чего тут «не получается»? Пиши всё, что в голову придет, все интересно! Он опять согласился, но вскоре вернул тетрадь и совсем отказался писать. Оказывается, описывать даже самые простые факты из собственной жизни не так уж просто. С этим столкнулась сейчас сама. Но горько мне очень, что не смогла я заняться с отцом его записками. Даже не знаю, в каком возрасте он был отправлен в Питер «в ученье», как Ванька Жуков Чехова. Знаю только, что сразу, как окончил три класса церковно-приходской школы. Поселили у грязной старухи, в грязном углу. Он сам говорил, что и вспоминать невозможно: «грязь и мерзость». Выучиться он должен был на повара, а пока вся черная работа на кухне достается ему.

Передо мной лежит старинная фотография. На ней служащие трактира, что на Лиговке в доме Перцева, возле Московского вокзала. Его содержал двоюродный брат моего отца, крестьянин Вологодской губернии. На фотографии буфетчик в вышитой косоворотке, два повара в белых колпаках, куртках и передниках и два мальчика. Среди них мой отец – десятилетний несмышлёныш, тоже в белом колпаке, куртке и переднике. К поясу мальчишек привязаны огромные кухонные ножи, которыми повара разделывают мясо. Я удивилась, зачем же детям такие ножи? Отец засмеялся и объяснил, что ножи им дали только покрасоваться для фотографии. Рядом сидит дворник. Он в черном пальто, черном картузе и выглядит очень солидно.

Всё. Больше ничего о петербургском периоде жизни отца не знаю. В родную деревню он вернулся через 19 лет.

Высокий черноволосый красавец, лихой танцор и «чтец-декламатор», очаровывал всех пением под гитару. Он знал весь репертуар Шаляпина, знал всё, что пел народ у Некрасова, а главное, был начитан. Прекрасно знал русскую классику, с книгой не расставался, любил читать вслух всем желающим.

Как это получилось? Кто были его учителями и наставниками? Как можно было деревенскому мальчишке из того угла, где «грязь и мерзость», без всяких учителей и гувернеров, одному, без родителей, подняться до того уровня, когда классическая русская литература стала не только близка и понятна, но наполнила всю его дальнейшую жизнь и жизнь его детей и внуков? Ничего не знаю, теперь и не узнаю. Когда жили вместе, казалось, это данность, которая была и будет вечно. А теперь и мне самой уже 80.

Этот интерес к прошлому способствовал созданию совершенно особой атмосферы в моей семье. Исторические книги стали любимыми. Естественными стали и разговоры о прочитанных книгах.

Теперь сыновья уже седые, и невестки перестали быть молодыми. Стоило мне потрясти своими записками, как начался поиск родственников по всей стране. До сих пор ещё были уверены: «Когда бы мы с тобою ни родились, родились мы в семнадцатом году». Но вот оказывается, что и до семнадцатого года был кто-то, кто имеет непосредственное к нам отношение, чьи качества мы унаследовали сами и передали своим детям. Стало интересно, где и как они жили, чем занимались, чему радовались, как веселились. В каждом месте свои условия, свои обычаи. Можно докопаться до большой исторической глубины. К примеру, деревня, где родился мой отец, была пожалована Иваном Третьим Павло-Обнорскому монастырю в 1489 году.

Конечно, у современных стариков, моих ровесников, дореволюционной России в жизни уже не было, но были рассказы старшего поколения. Кроме того, у нашего поколения вся жизнь проходила в совершенно уникальной обстановке: мы жили в Советской Социалистической России. Там много было плохого, но много было и такого, к чему не перестанет стремиться человечество во все последующие века.

И, конечно, была война. Все мы прошли через эту трагедию, и в каждом она оставила свой след. Поспрашивайте стариков, запишите их рассказы, пусть и неумелые, сбивчивые. Задайте вопросы, уточните подробности, подключите ваших детей к этому делу. Всё, что пережило наше поколение, уже никогда не повторится, но через два-три десятилетия обязательно будет востребовано новыми поколениями. Наше настоящее тоже очень скоро станет прошлым. Ваша юность прошла в 90-е годы? Вспомните это время, свои мысли, свои ощущения. Вам еще предстоит рассказывать о них своим детям и внукам.

Мы должны вложить в наших внуков не только ощущение русскости, но и сознание ответственности за Россию и боль за неё.

предыдущая    следующая