Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
«Как-то Макарий, выбирая подходящие деревья для постройки храма, углубился в лес и наткнулся на ляха. Тот, видимо, отбился от своих, заплутал, изголодался. Он уже не мог даже говорить, а лишь пищал по-птичьи, пить просил. Макарий его сразу узнал. Это был один из тех разбойников, что разграбили и сожгли Жабынскую обитель. Что сделал бы любой на месте Макария? Схватился за дубинку… Но инок крепко помнил заповедь Божию: возлюби врага своего. Как это трудно, Господи! Макарий переборол ненависть к врагу и стал молиться за спасение его души и просил Отца Небесного напоить жаждущего.
И вдруг рука русского инока сама собой поднялась, ударила в землю корявым посохом… и пробился студенный ключ! Сначала это была небольшая ямка с мутной водой, но Макарий расширил ее, разодрал пальцами дерн, и заструилась вода - живительная, целебная… А спасенный поляк, пораженный чудом явления источника, впоследствии принял православную веру и остался жить на Руси». История эта дошла до нас со слов смоленского помещика-однодворца Ляхова, доводившегося праправнуком тому самому поляку.
Простить вчерашнего своего врага, когда он слаб и немощен - великий духовный подвиг! И способны на него только чистые души. А студеный ключ и по сей день бьет из земли, поит живительной влагой ручей Жабынец и людей, приходящих к нему. Говорят, что ключевая вода и чистосердечная молитва св. Макарию многих исцелила от немощей и скорбей.
В 1623 году игумен Макарий закончил свой земной путь и отошел ко Господу. После его кончины обитель не раз закрывалась, горела, иноки ее расходились по другим монастырям… Но мощи св. Макария всегда оставались в Жабыни. А на рубеже XVII-XVIII веков в народе само собой устанавливается его чествование, как святого. В это же время была написана икона - «прп. Макарий Белевский Чудотворец». На пожертвования русских людей в Жабынской обители был возведен каменный Введенский Макарьевский собор. А в 1816 году произошло событие поистине чудесное. В обители на месте обветшавшей деревянной часовни решили поставить каменную церковь. Приступили, помолясь, к делу, стали копать рвы для бута и… обрели мощи прп. Макария. Нетленные мощи были перенесены в главный храм обители - Введенский Макарьевский собор, где они покоятся и по сей день. Правду говорили белевские старики, что Жабынская пустынь и св. Макарий - одно целое. Они едины, как орех и ядрышко в нем.
Нынче над Жабынской пустынью - вновь веселый перестук топоров. Это помогают архимандриту Никону восстанавливать разрушенный монастырь добровольцы из Богородицка, Тулы, Москвы, Карпат… С каждым месяцем работников становится все больше. Работы много. В советские времена в обители была сначала фабрика по изготовлению валенок, затем сельская школа с общежитием и пекарней, печи которой, по словам очевидцев, одно время топили иконами…
Работать по восстановлению русской святыни приезжают целыми семьями, с детьми, братьями и сестрами. «Да тут одни родичи!» - удивился я. «Есть и чужичи…» - ответила мне какая-то женщина. «Кто?» - не понял я, впервые тогда услышав это старинное русское слово. «А вот стемнеет, сами увидите. Явятся сюда целой толпой». Вечером я увидел «чужичей»: на территорию монастыря нагрянула толпа молодых парней и девиц. Они курили, сквернословили, звенели стаканами, крутили визгливый магнитофон. Прости их, святой Макарий! Прости и вразуми, ибо не ведают, что творят… А быть может, они - внуки тех, кто жил и учился в стенах оскверненного храма, рядом с пекарней, топившейся иконами.
Жабынская же пустынь возрождается к жизни руками простых православных людей, родичей по духу.
р.Б. Алексей Логунов,
г. Новомосковск, Тульская обл.