Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"ЯКО С НАМИ БОГ"

Как появилась эта книга

Как-то, отвечая на вопросы радиослушателей в прямом эфире православной радиостанции "Радонеж", услышал вопрос: "Есть такая книга "Яко с нами Бог", очень хорошая книга, ее ведь Вы написали? Вы - вор, Вы украли ее у нас, старообрядцев, и вообще, вы, православные, постоянно воруете у нас книги, иконы..." Пришлось объяснить, как появилась эта книга, почему мне пришла мысль издать ее.

В сороковых годах в одном из журналов московской патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском выступал лектор-атеист. Назывался рассказ "Пчелка". К нам он попал в 1978 году. Один профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез 3-4 листочка сфотографированного текста. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал: как бы оживить его, приблизить к современности - ведь прошло уже много лет, все изменилось: и наука, и люди. Когда я был в отпуске, взялся за переделку. В те годы не было литературы, просто и доходчиво рассказывающей о вере и спасении. Этот рассказ мог стать маленькой отдушиной для православных христиан. Мы взяли его "скелет" за основу, нарастили его, внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось "тюха-матюха"), немой Трофимушка заговорил (для него специально сочинили диалоги), написали много текстов для Матюхина, Демьяна Лукича, других участников диспута. Трехстраничная зарисовка превратилась в большой подробный рассказ. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и исследователей. Написали вторую и третью части о том, как жить по воле Божией.

Составили предисловие, в котором было два действующих лица - боксеры на духовном ринге, главы в книге превратились в раунды (этот прием мне, как бывшему боксеру, был близок). Придумали обложку: над селом Покровским занесла свою косу смерть-атеизм. Дали книжке автора - С.Лавров. Поскольку я несколько лет жил в Сергиевой лавре молитвами преподобного Сергия, решил и автору дать имя С.Лавров - Сергиева лавра, место моего духовного рождения.

Первая книжка называлась "Как в селе Покровском похоронили атеизм". Книжку размножили на копировальной технике. Многие стали перепечатывать ее, кто на пишущих машинках, кто, как и мы, копировали... Нашлись добрые люди, издали брошюрку за границей. Мы ее не продавали, а раздавали. Брошюрка мигом разошлась по России. Тогда же пришла мысль дополнить вторую и третью части, объясняющие, что такое вера в Бога, в чем смысл церковных таинств, как жить православному христианину. Книжка обрела объем и стала называться "Яко с нами Бог". Почему? В память о годах юности и гонениях на нашу семью. Именно эта фраза была написана белой краской на дверях нашего домика в Сибири: "Яко с нами Бог".

С нами Бог. "С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог", - эти слова с детства звучали в душе, они напоминали о Рождестве, вселяли уверенность: с нами Бог. "Если Бог за нас, кто против нас?"

Сейчас эта книжка разошлась миллионными тиражами, мало кто из церковных людей не знает ее. Она, подобно пчелке, разнесла свою весть о Боге по всей нашей огромной стране. Дело сделано, теперь можно рассказать о том, как это было...

КАК ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ХРИСТИАНИН СВОЙ ДЕНЬ

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят - с правой стороны Ангел, а с ле-вой - бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснув-шись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Гос-поду с такими словами: "Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня, и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в до-брых делах, и сохрани меня от всех врагов види-мых и невидимых". И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, вста-нем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредо-точимся, чтобы ничто не отвлекало нас, и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова св. Иоанна Златоуста: "Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочета-юсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Осенить себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрестить дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и "Богородице Дево, радуйся..." Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свеч-кой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.

О ЦЕРКВИ

Вне Церкви нет и не может быть спасения. Мир, в котором мы живем, - это житейское море, а Церковь - корабль, и кормчий ее - Сам Хри-стос. Есть Церковь Небесная, торжествующая, и земная, воинствующая. Небесную Церковь на-полняют все Небесные силы и все святые, а земная Церковь - это верующие люди, праведные и грешные; вместе Церковь Небесная и земная составляют единую вселенскую Церковь, глава которой - Господь наш Иисус Христос.

Самая сильная молитва для нас, грешных - это молитва церковная. По молитвам Церкви человек в огне не горит, в воде не тонет, молитва эта со дна моря вынимает, небеса потрясает. Такую же силу имеет молитва матери за своих детей.

Некоторые думают: зачем идти в церковь, мож-но и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя даже сравнить с домашней. В храме один раз скажешь от души: "Господи, помилуй", а до-ма взамен этого надо прочитать всю Псалтирь. В храме сделаешь один поклон - а дома надо сделать тысячу. Если со вниманием будешь сто-ять на Божественной Литургии, это заменит шесть тысяч Иисусовых молитв, - так говорят Оптинские старцы. Мы должны быть церковными людьми, ходить в церковь каждую субботу вечером, в воскресение и во все праздники. Несчастен тот человек, кото-рый пропустил хотя бы одно воскресное богослу-жение, ибо оно уже никогда не вернется! Апо-стольское правило говорит: кто не был на бого-служении три воскресных дня без уважительной причины, тот невидимо Духом Святым отлучает-ся от Церкви, т. е. находится вне ограды спасения и попадает под власть злых духов. Огромную ошибку совершают те люди, которые относятся к Церкви, как к чему-то второстепенному. Цер-ковь - столп и утверждение истины, начало и ос-нова нашей жизни здесь, на земле, а продолжение ее - на небе.

Церковь - это уголок неба на земле. Пересту-пая порог храма, мы должны помнить, что с зем-ли переступаем на небо: здесь на престоле невиди-мо восседает на Херувимах Сам Господь. Вхо-дить в храм надо с благоговением, сделать три земных поклона - поклониться Живому Богу; во время Богослужения стоять спокойно и ровно, по храму без нужды не ходить, не разговаривать, не смеяться. Свечи не надо передавать, а поставить самому до начала службы и помолиться перед иконой.

Во время Божественной Литургии совершается всемирная Жертва - та Жертва, Которая две тысячи лет назад была принесена вне града Иеру-салима за весь род человеческий, и на престоле лежит то же Тело Христово, которое истекло кровью на Кресте, в третий день воскресло и село одесную Отца. Но эта Жертва, которую во время Литургии Господь наш Иисус Христос приносит в лице священника Богу Отцу, - Безкровная: за тех, кто принял св. Крещение и является членом Христовой Церкви.

Одна женщина, известный врач-психиатр, глу-боко верующая, прекрасно знающая Богословие, сидела однажды в храме, во время Литургии, на скамеечке (ей уже за 80 лет, и у нее больные ноги). "И вдруг, - рассказывала она, - когда дьякон провозгласил: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите", - я увидела свое тело сидящим на скамеечке, а сама очутилась в алтаре. Там, вокруг престола, находи-лись огненные Херувимы и Серафимы и стояли в благоговении святые. Священник спокойно чи-тал молитву, а когда возгласил: "Твоя от Тво-их...", то хор запел: "Тебе поем, Тебе благосло-вим, тебе благодарим. Господи..." Священник воздел руки и трижды читал молитву Святому Духу - просил, чтобы Он сошел на Св. Дары. Затем осенил их крестным знамением, и в этот момент произошло преосуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову (хотя Тело и Кровь Христовы оставались прикрытыми хлебом и вином), и великий огонь снизошел на них, и священник был весь в огне. Священник брал нож и дробил Тело Христово на мелкие части, сам принимал Его, а остальное высыпал в Чашу, и вся Чаша тоже была в огне. А когда вышел к народу и сказал: "Со страхом Божиим и верою приступите", искры из Чаши полетели на людей и только на некоторых опустились; священник давал каждому огонь. Причащение кончилось, хор запел: "Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя", и я оказалась сидящей на своем месте".

Здесь мы видим, что Господь на малое время открыл тайну Евхаристии, Вечери любви, которая совершается во время Божественной Литургии. Вот почему так ценно посещать ее.

ЧТО ЖЕ ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ ДРУГОМ ХРИСТОВЫМ?

1. Любить Господа всей душою, всей мыслию и всем сердцем.

2. Любить ближнего, как самого себя, т. е. жить не для себя, а для других. Через любовь к ближ-нему мы можем показать любовь к Богу. А это значит: никого не осуждать, никому не досаж-дать, ни о ком плохое не говорить, но всем тво-рить только добро.

3. Любить Церковь, ходить в храм каждую субботу вечером, в воскресение и во все празд-ники, памятуя, что в богослужении участвует вся Небесная и земная Церковь.

4. Быть послушным Церкви, т. е. Христу: стро-го соблюдать четыре поста, среду и пятницу; чи-тать утренние и вечерние молитвы; ежедневно читать Евангелие, Псалтирь, при возможности - святые книги; постоянно читать молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по-милуй мя грешнаго", а также 150 раз в день "Богородице Дево, радуйся..."

5. Как только появится в душе грех, сразу же исповедать его Богу и видимым образом полу-чить разрешение от духовника.

6. Дома, в семье, в любом обществе, где мы находимся, служить для всех примером, а не со-блазном; во всем себя сдерживать, не давать про-являться своим страстям и порокам, стараться искоренить их.

Господь, видя наше стремление к добру, к свя-тости, поможет нам, даст нам силы очистить ду-шу и разум.

"Аще спасеши мя - спасуся", - говорит пре-подобный Ефрем Сирин.

"Кто любит Меня, - говорит Господь, - тот соблюдет слово Мое. и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14,23).

Наша православная вера досталась нашим от-цам не так просто: она омыта кровью мучеников, выжжена каленым железом, за нее страдали мил-лионы верующих в Бога.

Первые христиане стояли за веру до крови. Вот один пример. Во время гонений все храмы были закрыты, и христианам приходилось совершать богослуже-ние в катакомбах или же в поле. Однажды вышло повеление императора: всех, кто будет захвачен в поле во время богослужения, предать смерти. Военачальник, по доброте души, сообщил об этом христианам, предупредил их. Утром он с воинами находился возле города; в это время молодая женщина с младенцем на руках вышла из дома и быстро направилась в поле. Военачальник, уви-дев ее, приказал воинам остановить и привести к нему. Женщину привели, и военачальник спро-сил ее, куда она идет. "В поле", - ответила она. "Зачем?" - "На богослужение". - "А разве ты не слышала, что император приказал всех вас казнить?" - "Слышала". - "Так зачем же ты идешь туда?" - "Хочу пострадать за Христа". - "Вот как! Ну, ладно, ты хочешь пострадать за Христа, а младенца зачем взяла?" - "Чтобы и он тоже пострадал. Я не могу его оставить". Эти слова так тронули военачальника, что он явился к императору и сказал: "Делай со мной, что хо-чешь, но казнить христиан я не буду", - и пове-дал об этой женщине.

Так страдали за веру наши предки, а нам она досталась даром. На нас лежит обязанность пе-редать ее нашим детям, а дети - другим поколе-ниям, до второго пришествия Господня.