Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Исповедь. в помощь кающимся

В последнее время у нас в России вошла в практику общая исповедь: выходит священник, прочитывает несколько молитв, называет несколько грехов, а потом, покрывает каждого пришедшего на исповедь епитра-хилью и читает разрешительную молитву: "Прощаю и разрешаю вас от всех грехов". И через такую "исповедь", когда человек сам не называет ни одного греха, проходят тысячи: и крещеные, и некрещеные, и идут причащаться. Может быть, кто-то всю ночь пил, гулял, сквернословил, кто-то убил младенца во чреве, кто-то обращался к колдунам, экстрасенсам или сам колдовал... Все идут причащаться, принимать в себя Живого Христа. Но Господь строго предупредил: "Не давайте святыни псам" (Мф. 7,6), Христос никогда не войдет в нераскаянную душу, Бог только в чистые души входит, потому такие люди причащаются себе в осуждение.

Церковь - это духовная лечебница, где исцеляют души. Перед исповедью священник говорит такие слова: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не устыдися, не убойся, но скажи все то, что есть на совести..." И добавляет: "Если утаишь какой грех, сугу-бый грех иметь будешь. Помни, что ты пришел в духовную лечебницу, да не неисцеленный отсюда уйдешь".

И вот представьте себе: собрались больные лечиться, пришли в поликлинику. Обычно врач, например, тера-певт принимает 15-20 человек за смену - столько ему положено, вот вышел он в коридор, посмотрел, а людей сотни. Они спрашивает: "Вы все больные?" - "Да, мы все больные". - "Ничего страшного, успокойтесь, вы - здоро-вы, идите с миром". Разумно ли поступает такой врач? Конечно, нет. Точно так же и в церкви, поскольку церковь - это духовная лечебница, где мы должны душу исцелить, а врач - священник, он должен каждого отдельно принять, выслушать. Любой врач, когда принимает больного, расспрашивает его: не болел ли скарлатиной, не было ли воспаления... и только тогда устанавливает диагноз. И здесь то же самое - священник помогает вспомнить нерас-каянные грехи, с юности, и их надо назвать, даже если они были 70, 80, 90 лет тому назад. Наш ум забывчив, не помнит многих грехов, но бесы помнят и на мытарствах все грехи нам покажут, поэтому надо стараться все с юности вспомнить, во всем покаяться, чтоб на душе ничего не оставалось. И тогда наша душа будет спокойна. В православной церкви есть только два вида исповеди: тайная и публичная. Тайная исповедь, - когда мы каемся Господу в присутствии священника (лежащие на аналое крест и Евангелие - это видимые знаки невидимого присутствия Христа). Публичная исповедь, - когда чело-век по благословению духовника кается перед всем наро-дом. Например, подходит учительница, кается: "Батюш-ка, я в школе детям говорила, что Бога нет". - "Ты всем говорила?" - "Да". - "А теперь перед всем народом покайся". И она стоит и перед всеми кается: "Дорогие братья и сестры! Я в школе была учительницей и говори-ла, что Бога нет". Это публичная исповедь. Конечно, тяжело каяться, но когда душа раскается, какая бывает радость, какая легкость!

Спрашивают, а как же исповеди, которые проводил протоиерей Иоанн Кронштадтский? Не были ли это общие исповеди? Преподобный Иоанн Кронштадтский - человек великой души, к нему приезжало множество народа, порой бывало до 10 тысяч в день, и каждый хотел у него покаяться. Ему физически невозможно было принять всех по одному, и он устраивал такую исповедь: говорил слово о покаянии так, что многие плакали, сокрушаясь о своих прегрешениях, а потом просил всех вслух назвать свои грехи так громко, чтобы он мог слышать. И вот эта огромная масса людей, жаждущих покаяться, начинала каяться, и люди говорили вслух, а преподобный все повторял: "Еще кайтесь, еще говорите, не все покая-лись". Долго эта толпа шумела, называя грехи. И в это время можно было слышать всякого рода преступления... А после этого выходили 25 духовников и разрешали этих людей от грехов. А когда каявшиеся подходили к чаше причащаться, преподобный многим говорил: "Вы не покаялись, Вам причащаться нельзя". Это была не об-щая, а публичная исповедь, когда каждый мог слышать грехи другого.

Почему многим нравится общая исповедь? Потому что мы гордые, самолюбивые, и диавол наводит на нас ложный стыд: "Как я могу это сказать священнику? Не буду каяться, мне стыдно. И что священник подумает обо мне, еще и отругает". А нам всем хочется в глазах других быть хорошими, чистыми, добрыми, и вдруг гадость будем говорить! И вот такие демонические помыслы приходят к нам, но на них не надо обращать внимания и духовника бояться не надо. Духовник все самые страшные грехи знает: у него тысячи людей прошли. Ему радостно, когда человек чистосердечно кается. Так что надо стыдиться грешить и не стыдиться каяться. Исповедать надо все грехи. И самые маленькие тоже. А то некоторые думают, мол, это не грех, чепуха, нечего батюшке голову морочить. Неправильно. Что один большой камень, привязанный к шее, что мешок с песком, одинаково тянут под воду, ко дну. Мы грешим не только делами, но и мыслями. Если мы принимаем греховные помыслы, то надо их исповедать.

Как происходит тайная исповедь? Сначала священник читает особые молитвы и напоминает нам о грехах. После этого начинается тайная исповедь, в которой и происхо-дит покаяние.

Если бы у нас были открыты духовные очи, мы могли бы увидеть, как совершается покаяние, так, как это увидел святый Павел Препростый. Ему Господь за простоту даровал духовное зрение, и он видел духовный мир так, как мы видим земной. К каждому, кто хочет покаяться, подходят Ангел Хранитель и диавол. Ангел Хранитель ждет, что человек полностью откроет все свои грехи, а диавол внушает: "Не надо тебе все говорить, что о тебе подумает духовник; Господь милостив, Он тебе и так все грехи простит". Человек начинает каяться, назы-вать грехи, и из его уст выходят змеи разных размеров, и если он все грехи говорит, то все змеи из него выходят. Духовник покрывает его голову епитрахилью и читает разрешительную молитву, и в это время сам Господь говорит: "Прощаю и разрешаю тебя от все грехов твоих". Демон исчезает, а приступает к человеку Ангел, и душа Ангела радуется. И Ангел Хранитель надевает венец на голову покаявшегося человека, и он освященный, одухот-воренный отходит от исповеди... Видел Павел Препро-стый и другое. Подошел на исповедь грешник, стал свои грехи говорить, и из его уст также стали выходить змеи разных размеров. Решил он один грех назвать, и начала из его уст большая змея выползать, но устыдился он и не назвал грех, и змея опять в него вошла. А духовник спрашивает: "Ничего не осталось?" - "Нет, - говорит, - не осталось". И духовник покрыл голову епитрахилью и стал читать молитву: "Прощаю и разрешаю", а Господь говорит: "Не прощаю и не разрешаю". И человек отошел с утаенным грехом, и Ангел Хранитель стал плакать, а демон приступил к человеку и говорит: "Вот так всегда делай, Господь милостив, Он знает немощи человека, Он тебе и так все простит". И вот эти два человека подходят к чаше причащаться, принимать в себя Живого Христа, Творца Вселенной. И тот, кто достойно покаялся, достойно и причастился: принял в себя Живого Бога, просиял, а нераскаянный грешник отошел от чаши омраченный, с еще большим грехом, а Ангел причастие у него отнял и вместо Тела Христова дал ему уголь...

Когда таинство исповеди не совершается:

*Если священник находится под запретом архиерея, и он совершает таинство исповеди, оно не действи-тельно.

*Если мы пришли на исповедь, ни одного греха не назвали, а сказали только свое имя, даже если над нами прочитана разрешительная молитва, таинство испо-веди не совершается.

*Если мы пришли на исповедь, все грехи сказали, но один грех сознательно утаили, таинство исповеди не совершается.

*Если мы все грехи сказали, но над нами не была прочитана священником молитва: "Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей, властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь", таинство исповеди не совершилось.

*Если мы все грехи сказали, но не дали Богу обещание исправиться, таинство не совершилось.

*Если мы все грехи сказали, но не примирились с ближними, находимся с ними во вражде, таинство не совершилось.

*Когда грехов много, бывает тяжело их высказать одно-му священнику, а то и стыдно, и если мы часть грехов скажем одному священнику, часть другому, третьему, т.е. сознательно свои грехи утаим на одной исповеди, на другой, на третьей, разнесем свои грехи по разным духовникам, таинство исповеди не совершается. Но если мы покаялись во всем и священник прочитал над нами молитву разрешительную, мы уехали и вдруг вспомнили еще грехи, и у нас нет возможности к этому священнику опять поехать, тогда мы можем обратиться к любому священнику и сказать грехи.

*Если мы стали каяться, а в это время священник по каким-то причинам отвлекся или по старости слабо слышит, а мы в это время стараемся побыстрее свои грехи сказать, так, чтобы он не расслышал, таинство исповеди не совершается.

*Если мы грехи написали, а народа много, и священ-ник их не прочитал при нас, таинство исповеди не совершилось.