Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

"Православие и протестантизм"

В послании к ефесянам апостол Павел называет Церковь Телом Христовым. Он говорит: "Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы... все покорил под ноги Его (т.е. Христа), и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем". (Еф.1,17; 22-23). Вот именно это значение, по православному учению, и заключает в себе полноту понятия Церкви Христовой.

Церковь как тело Христово, как "полнота Наполняющего все во всем" не может быть только видимой земной церковью, она объемлет собою не только живущих на земле людей, но и умерших в вере Христовой, и святых ангелов. Известный догматист митрополит московский Макарий говорит о Церкви как об обществе "всех разумносвободных существ, т.е. и ангелов, и людей, верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем как единой Главе Своей".

Рассуждая о понятии Церкви Христовой, мы должны иметь в виду главное: Церковь как Тело Христово получает реальную значимость только по причастии Святаго Духа, Которого Христос, ради Своей Голгофской жертвы, исходатайствовал для нас от Отца Своего Небесного.

Евангелие возвещает спасение всем людям, Христос каждого призывает в Свою Церковь, каждый может стать ее членом и наследовать жизнь вечную. Но чтобы войти в Церковь, стать членом Тела Христова, необходимо выполнить условия: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие", - говорит Спаситель (Ин.3,5). И еще: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6,53). Приобщение человека к Телу Христову совершается через Таинства, которые преподает верующим святая Православная Церковь.

Протестанты рассуждают: спасает нас не религиозная организация, не та или иная Церковь со своими таин-ствами, а только Христос через нашу личную живую веру в Него. "Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 10, 34-35).

Собрание верующих составляет Церковь, которая есть Тело Христово; Глава Церкви - Христос. Протестанты утверждают: Церковь нас не спасает, спасает Христос. Но отделить Христа от Его Церкви - это то же, что отделить голову от тела. Тело и голова неотделимы, так же не отделимы Церковь и Христос, и если невозможно спасение без Христа, оно так же невозможно и без Церкви.

Действительно, всякий человек, боящийся Бога и поступающий по правде, приятен Богу, но это не значит, что он может спастись вне Церкви, без ее благодатных Таинств. Для чего же тогда Христос сошел на землю, основал Церковь, поставил священство, установил свя-тые Таинства, если и без всего этого человек может спастись? Совершая добрые дела, угодные Богу, человек привлекает к себе милосердие Божие, и Господь обязательно приведет его в Свою Церковь, как это и было с Корнилием-сотником (Деян.10).