Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

священник Алексий Мороз, СПб
член Союза писателей России

НА ПРИХОДЕ

Кочан капусты

Рассказывали мне один забавный случай про молодого батюшку из одной епархии. Звали его отец Андрей. Духовного образования у него не было, чтецом и диаконом побыть также не довелось. Рукоположили его и сразу отправили служить в глухую деревню. В надежде, что он на месте всему и выучится.

Через несколько месяцев архиерей решил проверить, как идет служба у вновь рукоположенного. Сообщили об этом батюшке. Тот очень разволновался и стал усиленно готовиться к встрече владыки.

Прежде всего написал приветственную речь, приготовил угощение и стал тщательно изучать устав архиерейской встречи. В уставе было написано: «Иерей встречает архиерея во всем священническом облачении». Батюшка это запомнил.

Когда настал долгожданный день, молодой иерей облачился во все имеющиеся в ризничной одежды. Сначала было надето постовое облачение, затем пасхальное, а сверху, правда, уже еле налезло, золотистое, воскресное. Под кипой этих одежд бедняга еле дышал. Но устав суров - все так все!

«Хорошо, не в соборе служу, - думал батюшка, - там, в ризничной, облачений куда больше!»

Архиерея встречали под колокольный звон. Переваливаясь, неимоверно потея и уже еле дыша, настоятель с крестом в руках вышел навстречу епископу.

Архиерей удивленными глазами смотрел на выкатившийся шар всевозможных церковных одежд.

- Вы, Владыка, столб, - начал иерей свою речь, имея в виду сказать «столп веры», и тут в ужасе вспомнил, что столь блистательно написанное бессонными ночами приветственное слово лежит в кармане подрясника.

- Столб вы, Владыка, - уже чуть не плача, говорил отец Андрей, дергая в разные стороны непослушное облачение.

- А ты, батюшка, кочан капусты! - сказал обидевшийся архиерей, развернулся и уехал восвояси.

Говорят, после этого случая необученных священников на приход владыка уже больше не посылал.

Человекам флотским

Как-то на одном из приходов, на котором Бог судил служить, довелось мне встретиться с интересной старушкой. Звали ее Пелагея, лет ей было около семидесяти, сама она была женщина крупная и еще крепкая.

Во время панихиды Пелагея непременно подходила к кануну и помогала петь священнику. Голос был у нее зычный, и пела она довольно-таки правильно. Только в одном месте я никак не мог разобрать слов. По требнику нужно было петь: «Бог явился человеком плотски» (что означает во плоти), а она в этот момент пела что-то непонятное. Наконец я не выдержал и спросил ее:

- Пелагея, как ты там поешь?

- Пою, как полагается, - ответила она.

- А все же, как?

- Как как? А то сами не знаете: «Бог явился человеком флотским!»

- Да не «флотским», а «плотски», - исправил было я.

- Ну, ты, батюшка, брось над старым человеком смеяться. Я так уже пятьдесят лет пою. И точно знаю, что флотским. И муж у меня моряком был. Флотские, они самые достойные люди, кому, как не им, мог Господь явиться?

Аргумент был непробиваемым, и спорить было действительно незачем. Так до конца жизни Пелагея на панихиде и пела о достойных флотских людях, которым и явился Господь.

Быть может, она не так уж и ошибалась, ведь явился же Христос рыбакам и сделал их Своими апостолами, а они уж точно были люди флотские!

Пою Богу моему...

Бабе Маше 82 года. Ноги разбил паралич, и ходить она может только на двух костылях, медленно перебирая палками и преодолевая острую режущую боль каждого шага. Живет баба Маша метрах в шестистах от храма, но ходит на каждую службу. Старая дева, она совершенно одинока, и некому помочь ей на склоне лет.

Идет она до храма часа полтора, и столько же обратно. Шаг за шагом, сантиметр за сантиметром приближаясь к долгожданной встрече с Богом. Когда-то она была регентом этого храма села Подгощи Новгородской губернии. Знала ноты и руководила хором. Но дореволюционные певчие давно уже состарились и сошли с клироса, и только она решила служить Богу до смерти.

Некому петь в церковном хоре. Молодых прихожан мало, да и безголосые, а старые - кто умер, а кто заболел, и не то что петь, а ходить не в состоянии. И только баба Маша еще держалась.

Приходила она за полчаса до службы, поднималась на клирос и долго приходила в себя после тяжкой дороги. Потом по привычке задавала тон, хотя кому его было задавать - только престарелая Антонина и была еще на хорах. Начиналось пение церковной службы.

Во время пения Мария преображалась. Глаза загорались, морщины выпрямлялись и как бы прятались внутрь, голос звучал неожиданно молодо, звонко. «Пою Богу моему дондеже есмь» - слова псалмопевца Давида как нельзя лучше подходили к ней. Вся вдохновленная и даже в эти моменты на удивление красивая, служила она Богу, и это служение было смыслом всей ее жизни.

Но вот обедня отходила, вставала баба Маша на свои костыли и как бы нехотя, сантиметр за сантиметром ковыляла в сторону своего дома. Но только затем, чтобы вскоре прийти опять и петь Богу, пока дыхание еще теплится в груди...